ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

КАДЕТАМ, НАХИМОВЦАМ И СУВОРОВЦАМ РАССКАЗАЛИ О ПОДВИГЕ ЭКИПАЖА АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ «К-8»

27 сентября в Геральдическом зале Дома офицеров Западного военного округа прошел урок мужества, посвященный памяти экипажа атомной подводной лодки «К-8». Моряки погибли 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе. На мероприятие пригласили 60 воспитанников Нахимовского училища, Кронштадтского морского кадетского корпуса и Суворовского училища МВД. 

Об этой забытой трагедии времен холодной войны, на которой до сих пор еще стоит гриф «совершенно секретно», ребятам поведала руководитель группы «Морская вахта памяти» Марина Русина. Когда она комментировала снятый поисковиками фильм, в зале стояла гробовая тишина. Было видно, что об этой малоизвестной странице в истории флота, о подвиге и гибели экипажа, суворовцы, нахимовцы и кадеты слышат впервые. 

Марина РУСИНА, представитель Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова, руководитель группы «Морская вахта памяти».  

—  Лодка «К-8» базировалась в Гремихе, это Мурманская область, самая удаленная база Северного флота. 17 февраля 1970 года подлодка вышла на боевое патрулирование в Средиземное море, но потом получила приказ перейти в северо-восточную часть Атлантики, чтобы принять участие в учениях «Океан-70». Приказ командир выполнил, но до места назначения «К-8» не дошла. 8 апреля в 23.30 случился обширный пожар, носовой  и кормовой отсеки загорелись почти одновременно. В первые сутки погибло 30 членов экипажа, в отсеках было нечем дышать. Самое главное, подводники успели заглушить атомный реактор, дав возможность лодке подняться с глубины. Реактор заглушили уже на поверхности, потому что иначе лодка бы не всплыла — четверо офицеров, спасая жизни своих товарищей, фактически сгорели заживо в отсеке, понимая, что обречены.

Только 10 апреля  на горизонте показался болгарский сухогруз «Авиор». До этого канадский транспорт бросил нашу лодку на произвол судьбы. «Авиор» подошел и начал оказывать ей помощь. На счастье экипажа на борту сухогруза находился русский капитан Рэм Смирнов из Мурманского пароходства. Зазвучала русская речь, сразу была налажена рупорная связь, потому что обычной на «К-8» не было, ведь там полностью выгорела радиорубка. Именно из-за этого подводники не могли даже послать сигнал SOS, и сообщить на землю о своем бедственном положении. На «Авиор» пересадили большую часть экипажа, но кому-то нужно было буксировать АПЛ.  В итоге вместе с командиром Бессоновым остались 22 добровольца. В то время подошли еще спасательные суда, потому что через «Авиор» установили связь с Москвой, но начинался шторм, время было упущено. Сухогруз получил приказ уйти, все-таки это было болгарское судно, остальные суда торгового флота остались, но все они были не специализированными и не могли оказать ту помощь, которая должна была быть в данном случае.

На четвертые сутки, 12 апреля, под утро лодка внезапно перевернулась на корму и ушла вниз на глубину почти пять километров. Спасти из воды не удалось никого. Всего в этой трагедии погибло 52 члена экипажа: 30 во время пожара, 22 добровольца утонули вместе с командиром. Спаслось 73 подводника. На эту аварию на долгие-долгие годы лег гриф «совершенно секретно». Всех подводников наградили. Командир лодки Всеволод Бессонов представлен (посмертно) к званию Героя Советского Союза. Однако награды семьям так и не выдали, родственники погибших также не получили документы и орденские книжки. Только теперь, когда начала свою работу поисковая группа и тему подняли на всероссийский уровень, в 34 регионах страны появились мемориальные доски, рассказывающие о подвиге экипажа. Так на родине героев впервые узнали об этой трагедии, о том, что случилось с моряками. До этого данными о гибели «К-8» располагал только узкий круг военных.

— Марина Анатольевна, установить настоящую причину аварии уже невозможно?

— Да, вы правы. Об этом можно только догадываться, потому что атомная подводная лодка  «К-8» покоится на дне вместе с частью экипажа. Десять лет назад в Бискайском заливе, в месте гибели АПЛ был сделан забор воды. По старой морской традиции изготовлены 52 именные капсулы. Они хранятся в Адмиралтействе и по мере поиска их оттуда забирают и отправляют на малую родину, где проводятся мероприятие в честь погибших подводников. Но поиск родственников героев-подводников сопровождается большими сложностями. 

— Почему?

— Прошло уже очень много времени, нарушена система военкоматов, нет в живых родителей и родственников моряков. Известно, что фактически на подлодке вместе с Бессоновым остались добровольцами те, кто был холост, у кого не было ни жён,  ни детей.

— В годы Великой Отечественной войны было много фактов гибели судов. Ваша организация «Морская вахта памяти» занимается поисковой работой?

— В основном мы специализируемся по холодной войне. Конечно, у нас в университете имени Макарова есть свой музей, в котором целый раздел посвящен событиям Великой Отечественной. В годы холодной войны было, безусловно, тоже немало подвигов, но вот одной из таких малоизвестных страниц истории, самой загадочной  и трагической стал подвиг и гибель экипажа лодки «К-8». Если о  лодке «Комсомолец» говорили, о «Курске» — тоже, то о «К-8» молчали. Потому что тогда было нельзя, а сейчас, как многие посчитали, уже никому не нужно. Но мы решили по-другому, имена героев не должны быть забыты! И вот по мере поисковой работы нами был собран видеоматериал, которому может позавидовать любой военно-морской музей России.

— Сейчас эти документы рассекречены?

—  Нет. Гриф «совершено секретно» на них по-прежнему есть. Поэтому поиск был очень сложным, но на наше счастье, нам безумно везло на людей —  на энтузиастов и единомышленников, которые нам очень помогли. В частности, наши пути пересеклись с военной прокуратурой Северного флота, а именно с полковником юстиции Александром Пенкиным. В свободное время он помогает нам в поисковой работе, дает консультации юридического характера, советует, как грамотно подойти к этой работе. Конечно, помогает и главком ВМФ России Владимир Королев. Спасибо ему большое за то, что в Золотую книгу Санкт-Петербурга внесены имена командира Вячеслава Бессонова и капитана Рэма Смирнова и одно из ходатайств было подписано именно им. Дело в том, что возникало много спорных вопросов о подвиге Бессонова. Прав он был, или не нет, в тот момент, когда оставлял на борту для буксировки 22 членов экипажа, но главком написал четко: «Экипаж действовал безукоризненно. Без сомнения, Бессонов достоин быть занесенным в Золотую книгу Санкт- Петербурга».  

Ольга КОРНИЛОВА, руководитель  региональной общественной организации «Петербургские кадеты».

— На мероприятие в Доме офицеров пригласили 60 кадетов, нахимовцев и суворовцев. Сегодня я объявлю, что открыт конкурс для ребят «Море – муза моя» на лучший рисунок и стихотворение о море. Работы можно приносить к нам в организацию «Петербургские кадеты», а в феврале, ко Дню защитника Отечества, думаю, что мы подведем результаты и наградим лучших. Мероприятие пройдет в Доме офицеров Западного военного округа.

 

Фото Юлии КУДРЯШОВОЙ