НА СЦЕНЕ – ЗНАМЕНИТЫЙ АНДРЕЕВСКИЙ ОРКЕСТР

Вы когда-нибудь слышали вальс Иоганна Штрауса в исполнении оркестра народных инструментов? Нет? Тогда вы многое потеряли! Вам хоть раз надо побывать на концерте Государственного академического русского оркестра имени Василия Андреева.  

Из досье Дома офицеров ЗВО:

«Соединение фрака с балалайкой», «русское чудо», «творческая лаборатория» и «петербургское сокровище»…Так называют этот всемирно известный коллектив со 130-летней историей – Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева. На сегодняшний день в его составе 78 музыкантов. Оркестр создан выдающимся музыкантом-просветителем Василием Андреевым в 1888 году и с самого начала своего существования завоевал мировое признание.

Как писал Андреев: «Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами». Главной идеей Андреева было создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Таким образом, этот коллектив был и по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.

Концерты всегда проходят с большим успехом, музыкантам покоряются лучшие площадки страны, дальнего и ближнего зарубежья. Что интересно, у ансамбля есть принцип, который артисты соблюдают уже более века – даже на гастролях они никогда не наденут русский национальный костюм. Мужчины появляются на сцене только в смокингах, дамы — в строгих вечерних платьях. И это давно уже стало брендом коллектива, традицией, не нарушающейся никогда, так как такова была основная идея Андреева.

Очень приятно, что репетиционной площадкой для столь прославленного коллектива вот уже много лет служит большой зал нашего Дома офицеров.

 

22 апреля в 17 часов в историческом здании на Литейном проспекте, 20, легендарный коллектив дал концерт, который посетили жители и гости Северной столицы, поклонники оркестра и любители классической музыки, а также курсанты высших военных учебных заведений. Вход на мероприятие был свободным.

Концерт открылся музыкой создателя коллектива — Василия Васильевича Андреева. Его авторству принадлежат порядка двадцати вальсов. Знаменитый итальянский режиссер Артуро Тосканини называл Андреева «русским Штраусом». Музыкальная программа началась с двух вальсов — «Ручеек» и «Экспромт». Чудесные мелодии относят зрителей в другую эпоху – в эпоху русских балов.

Вальс упоминался и в «Евгении Онегине» Пушкина, и в «Маскараде» Лермонтова, и в «Войне и мире» Толстого… Этот любимый танец XIX века, олицетворяющий собой идеальный образ бала, традиция которого, к сожалению, на многие годы была утеряна.

Продолжили музыкальную феерию произведения, написанные выдающимся сподвижником Андреева – Николаем Фоминым. Это «Ванюша-ключник» и «Как во городе царевна гуляла». В этом году исполнится 155 лет со дня рождения Николая Петровича, большого ценителя русской народной музыки.

Фомин писал о балалайке —  удивительном инструменте, как будто специально созданном для выражения русской песни: «Какая красивая, оригинальная звучность, какая богатейшая способность к выражению  разнообразных настроений, какая гибкость нюансов, какой ритм, как будто все так просто, безыскусственно». Обработки народных песен Фомина современники называли прелестными, а князь Оболенский утверждал, что никто не знал русские инструменты так, как Фомин.

Продолжили концертную программу чудесные вальсы — «Осенний сон» английского композитора  Арчибальда Джойса и «Судьба» Сидни Байнеса. Эти мелодии были очень популярными в России сто лет назад.

Естественно, апрельский музыкальный вечер не мог обойтись без вечной классики. На сцене большого концертного зала Дома офицеров ЗВО прозвучали произведения  Петра Ильича Чайковского – интермеццо из первой оркестровой сюиты и пляска скоморохов к сказке «Снегурочка».

А завершила концерт Андреевского оркестра прекрасная и незабываемая музыка Иоганна Штрауса. На сцене прозвучал один из 168 его вальсов – «Весенние голоса». Кстати, в течение пяти сезонов (с 1856 по 1861 годы) Штраус по Высочайшему приглашению дирижировал концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы.

После каждого номера публика рукоплескала музыкантам и дирижеру оркестра народному артисту России Дмитрию Хохлову. Неоднократно раздавались крики «Браво!». Часовой концерт пролетел на одном дыхании.