АКТЕР НИКОЛАЙ ЧЕРКАСОВ: «Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ВМЕСТЕ С НАРОДОМ»
Ступени парадной лестницы Дома офицеров Западного военного округа помнят шаги великого петербуржца, обладателя шести государственных премий Николая Черкасова. В первые дни Великой Отечественной войны Ленинградский дом Красной Армии стал для него местом работы.
Кстати, мир мог и не увидеть этого прекрасного артиста, ведь в 1919 году он чуть не поступил в Военно-медицинскую академию. Но, к счастью, вовремя передумал и пошел в студию пантомимы.
Николай Константинович подарил нам множество ярких образов. В первую очередь, это чудак Паганель в «Детях капитана Гранта». Приключенческая картина стала переломным моментом в кинематографической карьере Черкасова, именно после нее предложения о съемках посыпались как из рога изобилия. Затем были роли Билли Бонса в «Острове сокровищ», богобоязненного царевича Алексея в «Петре I», князя Александра Невского, профессора Дмитрия Полежаева в «Депутате Балтики», и, конечно же, царя Ивана Грозного в одноименной картине.
А какая интересная история связана с комедией «Весна»! После войны режиссер Григорий Александров начал работу над кинокомедией «Весна», съемки которой планировались в Чехословакии. Он очень хотел, чтобы одну из ролей сыграл Черкасов, но тот наотрез отказался. Тогда Любовь Орлова пригласила Николая Константиновича к себе на дачу, встала перед ним на колени и отказалась подниматься, пока он не даст свое согласие. Отказаться в такой ситуации означало смертельно обидеть актрису, и артисту пришлось приступить к изучению сценария.
Среди наград Черкасова — пять Государственных премий и одна Ленинская — самая почетная в СССР. Но все это было намного позже, а началось все так…
Кумиром мальчика Коли был великий русский бас Федор Шаляпин. Как вспоминают историки, как-то Черкасов чуть не испортил оперному певцу представление. Дело было так. 16-летнего актера зачислили мимистом в Мариинский, а в то время Петроградский академический театр оперы и балета. Именно здесь юный талант познакомился с Федором Ивановичем, причем при весьма странных обстоятельствах.
Все произошло на премьере оперы «Вражья сила», где Шаляпин исполнял главную партию. Черкасов тем временем, пролез на балкон и стал под музыку корчить смешные рожицы. В итоге чуть не сорвал представление, так как каждая его гримаса вызывала бурный смех у сидящей в зале публики. Известно, что на следующий день Шаляпин вызвал шутника в свой кабинет. «Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали народ!» — попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет. После нахмурился и заявил: «Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!».
Кроме Мариинки, в начале своей карьеры Николай танцевал в балетной студии. И это, несмотря на свой почти двухметровый рост!
В конце тридцатых годов Черкасов был не только актером, но и депутатом Верховного Совета. Как вспоминал его сын Андрей, только за 1939 год отец принял 2200 (!) человек и рассмотрел 2565 (!) жалоб. Артист выбивал людям материальную помощь, решал жилищно-бытовые, судебные, научные и культурные вопросы. Черкасов был настолько узнаваем, что люди частенько обращались к нему со своими вопросами прямо на улице, в автобусе или трамвае. Он сразу доставал записную книжку, записывал туда фамилию, имя и адрес просящего и его вопрос. Кстати, именно по ходатайству Николая Константиновича из лагерей освободили десятки человек.
Когда грянула Великая Отечественная война, 3 июля 1941 года, актер вступил в ряды народного ополчения. Ему поручили организовать театр, ставший более известным как агитвзвод Ленинградского дома Красной армии имени С.М. Кирова. 21 августа Черкасов уехал в эвакуацию в Новосибирск вместе с Академическим театром драмы. С ним отправились жена и сынишка. Десятилетняя дочь актера погибла в блокаду в 1942 году вместе с дедушкой – тестем Николая Константиновича. В Новосибирске артист создал агитбригаду и отправился с концертами на корабли Балтийского флота и в осажденный Ленинград. В 1942 году актер сыграл роль Остапенко в спектакле «Фронт» Александра Корнейчука.
В 1942 году профиль Черкасова отчеканили на ордене Александра Невского. Эта советская награда появилась одновременно с орденами Суворова и Кутузова. Так как прижизненного изображения полководца не сохранилось, старший архитектор института «Центрвоенпроект» Игорь Телятников поместил на орден изображение артиста. Награду вручали командирам подразделений, проявившим в боях мужество и отвагу.
В апреле 1943 года Николая Константиновича срочно вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме «Иван Грозный». Забегая вперед, скажем, что эта роль стала лучшей работой в кино. Режиссер картины Сергей Эйзенштейн считал, что только Черкасов сможет воплотить на экране тему величия и трагизма царя. Вскоре начались съемки. Условия были тяжелейшими.
Из воспоминаний артиста:
«Днем не давали света, поэтому снимать приходилось по ночам. Сцена взятия Казани снималась в казахстанской степи, дневная жара была изнуряющей для артистов, облаченных в кольчуги и шлемы. А я, Иван Грозный, произнося в сцене венчания на царство тронную речь со словами: «Ну что же наша отчизна, как не тело, по локти и по колени отрубленное?», видел в своем воображении Волхов, Двину, Волгу, мысленно видел, как мой народ сражается на фронтах. Я должен был быть вместе с народом».
В 1944 году, после прорыва блокады, актер вместе с театром вернулся в Ленинград. 26 февраля 1947 года за исполнение роли Ивана Грозного Черкасову присвоили звание народного артиста СССР.
Николая Константиновича не стало в 1966 году, он похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В последний путь великого актера, воплотившего на сцене и в кино десятки запоминающихся образов, провожали тысячи ленинградцев.
27 июля 1970 года имя любимца публики присвоили одной из улиц в новом районе Ленинграда. В марте 1975 года в некрополе был открыт памятник работы скульптора Михаила Аникушина.
Подготовила Татьяна КРОТОВА
Фото из интернета