КОРИФЕЙ КИНО ВЛАДИМИР ГАРДИН: «ЗНАКОМСТВО С ДОМОМ ОФИЦЕРОВ ЗА ВРЕМЯ БЛОКАДЫ ПЕРЕШЛО В КРЕПКУЮ ДРУЖБУ»

В Ленинградском Доме Красной Армии в годы войны часто выступал Владимир Гардин (Благонравов) (1877–1965), правнук писателя Ивана Лажечникова, один из крупнейших кинорежиссёров немого кино и первых народных артистов СССР, основатель и руководитель первой в мире Государственной школы кинематографии (ныне ВГИК), русский и советский актёр, режиссёр, сценарист, педагог, чтец, теоретик кино.

Сыграл в десятках фильмов и спектаклей, но большую популярность Гардин получил благодаря главным ролям в фильмах «Встречный» (1932) и «Иудушка Головлёв» (1933), а также роли в фильме «Петр I». С 1940 года он выступал также на эстраде, в годы блокады это стало его основной работой.

С первых дней войны Гардин и его супруга Татьяна Булах были приписаны к шефской фронтовой бригаде «Ленфильма» и Всероссийскому союзу работников искусства, выезжали на фронт, выступали в Ленинградском Доме Красной Армии имени С. М. Кирова, в госпиталях.

Среди отзывов об их работе есть и такой:

«Артистке Булах выражает благодарность тяжело раненный, для него одного, персонально, она дала концерт». В блокадном Ленинграде и в воинских частях оба они дали около 500 концертов. Наиболее известный их них состоялся 31 мая 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии».

 

Почти всю войну Гардины жили на даче на мызе Татьянино в Лисьем Носу, который разделял с Ленинградом тяготы блокадного быта. Артисты вели кружок самодеятельности в клубе военно-морской базы, ставили пьесу Бориса Лавренева «Разлом». Особенно близкие отношения сложились у них с летчиками базировавшегося там 26-го истребительного авиаполка, вместе с которыми они проводили много времени: беседовали, играли в шахматы, ждали возвращения с заданий, тяжело переживали гибель невернувшихся. Военные тоже часто бывали у Гардиных на даче, где в подвале был обустроен вместительный блиндаж.

О встречах и выступлениях в Лениннградском Доме Красной Армии Гардин вспоминал так:

— В один из четвергов 1943 года Татьяну Дмитриевну и меня пригласили встретиться с офицерами в «домашней обстановке».

Голубую гостиную посещали писатели, художники, артисты и просто интересные для встречи товарищи, и за круглым столом беседовали на близкие им темы с членами Дома офицеров. В дверях повесили экран, установили переждвижку. На покрытых чехлами стульях, креслах поместились зрители. Среди них я увидел поэта Александра Прокофьева в военной форме, драматурга, капитана Маринчика, невероятно постаревшего Бориса Бродянского (руководитель агитвзвода ЛДКА – прим.авт.) и других офицеров, хорошо знакомых по нашим выступлениям в их частях.

В этот вечер, кроме «Головлева» мы сыграли две инсценировки  рассказов Чехова «Гость» и «Ушла». После долго разговаривали за круглым столом о наших ленинградских делах и людях. Долгое знакомство с Домом офицеров за время ленинградской блокады перешло в крепкую дружбу.

Супруги пережили блокаду Ленинграда, во время которой дали около 500 концертов перед войсками. После войны несколько лет корифей советского кинематографа практически сидел почти без работы, распродавал картины и раритетные вещи из квартиры, продал дачу в Татьянино. Давал концерты, в 1947 ему, наконец, выделили роль в фильме «Солистка балета». В том же году ему было присвоено звание народного артиста СССР.

Совместно с женой Татьяной Булах Владимир Ростиславович выпустил книгу мемуаров «Жизнь и труд артиста» (1960).

 

 

 

 

 

 

 

Из досье Дома офицеров ЗВО:

Владимир Гардин (настоящая фамилия Благонравов) родился в 1977 году в Твери в дворянской офицерской семье. В 1894 году окончил Второй Московский кадетский корпус, затем учился в Киевском военном училище. В 1896—1897 годах находился на военной службе в Новогеоргиевской крепостной артиллерии. Уволившись в запас, выступал на любительской сцене Пожарного общества в Рославле Смоленской губернии.

С 1904 выступал на сцене Драматического театра Веры Комиссаржевской, Ново-Василеостровского театр под руководством Николая Попова. В 1907 году организовал Новый театр в Териоках, где ставил экспериментальные пьесы, запрещённые цензурой. Главным режиссёром был Всеволод Мейерхольд. После отказа убрать из репертуара «Соломею» вышел приказ об аресте Гардина, но тот успел покинуть Россию и уехал в Париж, где в 1908 году организовал русский театр. По возвращении в 1909-1912 годах служил актёром и режиссёром театров Воронежа, Царицына и Саратова.

В 1913 году заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и начал работать в качестве кинорежиссёра и сценариста «Русской золотой серии», иногда снимаясь как актёр. Дебютировал картиной «Ключи счастья», снятым совместно с Яковым Протазановым. К 1914 году Гардин стал ведущим режиссёром торгового дома, наряду с Протазановым. Экранизировал как классические, так и современные произведения, а также ставил фильмы по оригинальным сценариям. Особенным успехом пользовались фильмы «Дворянское гнездо» и «Анна Каренина», где впервые появилась Вера Холодная.

До 1917 года им было поставлено более 30 фильмов. В 1919 году он стал одним из организаторов и руководителем первой в мире Государственной школы кинематографии, заведовал кинопроизводством кинофотоотдела. В 1920 году стал заведующим Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса. Продолжал ставить художественные и документальные ленты.

Всего в 1920-х годах он поставил более 50 фильмов. После появления звукового кино выступал только как актёр, снялся более чем в 70 фильмах.

С 1940 года выступал также на эстраде.

Гардин скончался 28 мая 1965 года в Ленинграде после девяти лет тяжёлой болезни. Похоронен на Богословском кладбище.

Татьяна КРОТОВА