ПЕРЕНОС БОЕВОГО ЗНАМЕНИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ДОМА КРАСНОЙ АРМИИ

30 сентября 2020 года состоялась торжественная церемония переноса  боевого знамени  Ленинградского Дома Красной Армии из штаба ЗВО в наш Дом офицеров.

 В годы Великой Отечественной войны и блокады из Ленинградского Дома Красной Армии на фронт постоянно выезжали артистические и концертные бригады и машина с лектором и артистами. На первом этаже здания на Литейном проспекте, 20, шла запись в добровольцы, тут же расположилась и посылочная база, куда приходили почтовые отправления со всех уголков нашей большой страны. Отсюда увозили на передовую многочисленные баулы с махоркой, кисетами, варежками, носками для бойцов.

Угловая башня, увенчанная шпилем, является самой высокой точкой этого района. Из ее окон хорошо просматривается вся ближайшая территория. В годы войны здесь была точка противовоздушной обороны. Артисты и сотрудники Дома офицеров во время вражеских налетов постоянно дежурили на крыше. Хватали «зажигалки» специальными щипцами и тушили их в огромных коробах, доверху набитых песком. В башне до сих пор сохранились телефонная проводка и столик, где располагался телефон дежурного по точке ПВО.

В воинских частях и на кораблях Ленинградского фронта, в госпиталях и на заводах артистами ЛДКА были даны сотни концертов, а в самом Доме работали выставки художников-фронтовиков и трофейного немецкого оружия.

В годы Великой Отечественной войны в Ленинградском Доме Красной Армии базировались 18 (!) концертных бригад – театральные, цирковые, танцевальные.

Одной из них был коллектив Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, чье творчество нам особенно дорого. Ведь ни для кого не секрет, что в годы ленинградской блокады знаменитая певица с семьей жила в нашем здании, в полуподвальном помещении бывшей бухгалтерии. Здесь она пережила самую страшную голодную зиму 1942 года и все ужасы того периода – голод, холод, постоянные бомбежки и артобстрелы. Этому музыкальному коллективу было суждено войти в историю героической обороны Ленинграда.

Интересный факт, именно на нашей сцене, в большом концертном зале под аккомпанемент Ленинградского фронтового джазового ансамбля впервые прозвучала  легендарная песня Клавдии Ивановны «Давай закурим…».

Ее оркестр давал выступления на передовой, в госпиталях, для жителей осажденного города. Сценической площадкой становились прифронтовая землянка, больничная палата, деревянный сарай, поле аэродрома, лесная опушка. А однажды пришлось даже давать концерт в огромной погасшей печи для обжига кирпича. Но в любых условиях она появлялась на публике в концертном платье и туфлях на каблуках. Еще в самом начале войны, бойцы Красной Армии и Военно-Морского Флота попросили Шульженко выступать не в военной форме, а в женском платье —  чтобы было ощущение, что никакой войны нет.

Зрителями были представители всех родов войск Ленинградского военного округа, но, пожалуй, чаще всего коллектив  выступал в морских частях, давая концерты для «морячков», как любовно говорила Клавдия Ивановна.

В годы Великой Отечественной войны в здании нашего Дома офицеров, который  тогда именовался Ленинградским Домом Красной Армии Театр народного ополчения, впоследствии — агитвзвод ЛДКА. Первым его руководителем был известнейший артист Николай Черкасов. В его труппу вошли многие известные театральные, цирковые и балетные артисты, художники, режиссеры и сценаристы – Ефим Копелян, Федор Никитин, Николай Корн, режиссер Ленинградского ТЮЗа Владимир Чесноков, кинокритик и сценарист Борис Бродянский, конферансье Константин Гузынин. В одночасье они стали военнообязанными. Получив форму и оружие, сразу перешли на казарменное положение. Сначала сформировали четыре концертные бригады, под которые составлялся репертуар, подгонялись номера. В основном это были сцены из довоенных спектаклей, сатирические, музыкальные и танцевальные номера.

С театральной бригадой агитвзвода Дома Красной Армии сотрудничали композитор Дмитрий Шостакович, писатели Вениамин Каверин и Константин Симонов, драматург Евгений Шварц, композитор Исаак Дунаевский и многие другие.

Концерты и спектакли часто играли в непосредственной близости от линии фронта и даже во время боев. Первую программу «Прямой наводкой» артисты показали уже через месяц после начала войны — 25 июля 1941 года на Ропшинских высотах, для советских летчиков. Причем часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня. Она состояла из серии политических сценок остро злободневного характера.

А еще в Ленинградском Доме Красной Армии часто можно было увидеть Аркадия Райкина, Леонида Утесова, Лидию Русланову и других известных артистов, выступавших в составе концертно-фронтовых и агитационных бригад. У нас читали стихи поэты Николай Тихонов, Александр Прокопьев и Ольга Берггольц, выступал автор «Оптимистической трагедии» Всеволод Вишневский.

В 1944 году Ленинградский Дом Красной Армии получил высокую награду правительства — орден Красной Звезды, а коллективу вручили боевое знамя. После войны многие фронтовые артисты также были награждены орденами и медалями, среди которые самыми дорогими сердцу были «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За Победу над Германией».

 

Более подробная информация на нашем ютюб-канале:https://www.youtube.com/watch?v=x1XGvtL0xV8&t=4s