«УРОК НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ» ОТ КЛОУНА ПАВЛА АЛЕКСЕЕВИЧА

Павел АЛЕКСЕЕВ (1898 — 1963) — акробат, ковёрный клоун, конферансье. В годы Великой Отечественной войны — участник цирковой бригады агитвзвода Ленинградского Дома Красной Армии и Фронтового цирка.

Павел Алексеевич Алексеев был настоящим самородком в искусстве и актером от Бога. У него было все, что нужно клоуну —  комическое дарование, простота, мягкость, тонкий юмор и отсутствие штампов. Яркий талантливый он работал «коверным», играл в пантомимах, был музыкальным эксцентриком, эквилибристом, выполнял сложнейшие акробатические трюки и обязанности конферансье.

Впервые появился на арене цирка в далеком 1919 году в номере «Римские кольца» вместе с клоуном Паули. Затем публика увидела его сначала в тандеме с известным борцом Быковым в номере «Гладиаторы», после этого в дуэте с циркачкой Александровой. Артисты выступали под общим псевдонимом «Макс-Максли».

Алексеев долг искал себя и пробовал разные жанры. Сто лет назад на манежах провинциальных цирков его знали как ковёрного клоуна Рыжего Макса, затем артист попробовал перенять ужимки и манеры гения немого кино Чарли Чаплина. Именно в этом качестве в 1930 году его пригласили на работу в Ленинградский цирк. Представления с участием Чарли пользовались огромной популярностью, но самому клоуну в этом образе уже было тесно. Дело в том, что маска Чаплина ограничивала возможности исполнителя – в этом случае это могла быть только лишь пантомима, а Алексееву хотелось показать публике все свои возможности. Именно тогда на арене и появился клоун Павел Алексеевич. Это был не обычный коверный клоун, каких было в те годы великое множество. Артист придумал образ вечно спешащего бухгалтера Павла Алексеевича, одетого в обычный костюм фабрики «Ленодежда» только на несколько размеров больше, с портфелем под мышкой. Алексеев стал первым клоуном, отказавшимся от иностранной фамилии, рыжего парика, красных ушей и грима дурацкого человечка, получающего пощечины. «Бухгалтер»  Павел Алексеевич был обыватель-неудачник, сметливый, хитроватый, как говориться, себе на уме.

Тут с такими талантами, какими обладал наш герой, можно было оторваться по-полной! Выступление начиналось с отдельных реплик, затем в ход шли сатирические интермедии на местные темы; разговоры по душам со зрителями и ответы на актуальные вопросы. Публика от души хохотала, и вскоре Алексеев стал народным любимцем. В цирк многие ходили специально, чтобы посмотреть на лучшего клоуна Ленинграда. Творческая находка Павла Алексеевича оказалась этапной в искусстве советской клоунады. Вскоре в цирках страны появились многочисленные подражатели — Степан Егорович, Иван Кузьмич и другие. Но Павел Алексеевич был один!

В годы Великой Отечественной войны Алексеев стал участником цирковой бригады агитвзвода ЛДКА, а затем клоуном Фронтового цирка. Его выступления на передовой пользовались огромной популярностью. Бойцы просили: «Пришлите нам Павла Алексеевича!».

Коллеги по Фронтовому цирку позже вспоминали один эпизод, характеризующий находчивость артиста и его юмор. Однажды осенью 1942 года группа артистов цирковой бригады ЛДКА получила приказ направиться в район Невской Дубровки, где сосредоточились части для подготовки прорыва блокады Ленинграда.

Циркачи приехали в расположение, находящейся на переформировании дивизии и должны были выступать на большом поле, где по приказу командира дивизии уже разместились молодые, еще необстрелянные солдаты, недавно прибывшие с  «большой земли». 

Гримерной и костюмерной артистам служила обычная палатка. Пока они переодевались и накладывали грим, буквально за несколько минут до выступления, вдруг набежала черная грозовая туча, подул ураганный ветер, в небе засверкали молнии, раздались раскаты грома и хлынул сильнейший ливень. Солдаты, сидевшие на поле в ожидании концерта, укрылись с головой плащ-палатками, шинелями, а дождь все лил и лил.

В 18.00 подъехали командир дивизии и сопровождающие его командиры. Раздалась команда: «Встать! Смирно!». Солдаты вскочили, быстро стали приводить себя в порядок, поправили пилотки, подтянули ремни, выстроились повзводно. Полковник вышел вперед, окинул взглядом солдат и обратился к ним с темпераментной речью:

— Солдаты, —  сказал он, —  мне стыдно и больно смотреть, на вас. Вы испугались дождя и укрылись, чем попало. Может, вам дать еще галоши и зонтики? Надо привыкать к боевой обстановке, где, возможно, придется сутками лежать в болоте или на талом снегу. Помните правило Суворова: «Тяжело в ученье – легко в бою». А бои нам предстоят тяжелые, и чтобы разгромить фашистов, нужно много учиться и закалять себя. Смотрите — продолжал он, — вот я, старый солдат, снимаю гимнастерку и не боюсь ветра и дождя.

И сбросил гимнастерку. Стоявший рядом с ним командир последовал его примеру. Тогда Павел Алексеевич, наблюдавший эту сцену из-за кулис, вдруг сбросил свой клоунский костюм и, оставшись в одних трусах, встал рядом с командиром дивизии.

Коллеги подумали, что все это непременно закончиться скандалом, но полковник хитро посмотрел на Павла и продолжал:

— Вот видите, даже артисты, известный фронтовой комик Павел Алексеевич не боится дождя, а вы испугались. Стыдитесь.

Дождь постепенно затих, выглянуло солнце. Нужно было видеть, какой успех после этого выпал на долю артистов, особенно Павла Алексеевича.

После спектакля полковник поблагодарил циркачей за службу, и за то, что они дали возможность провести наглядную воспитательную работу с молодыми бойцами.

— Этот выход Павла Алексеевича, —  сказал он, —  дороже всего циркового представления. Прошу не обижаться, но для меня воспитание бойцов сейчас самое главное. 

После войны Павел Алексеевич не бросил любимый образ и выступал с ним в качестве конферансье. Легенды Ленинградского цирка не стало 27 марта 1963 года. Знаменитому клоуну было 65 лет…

Татьяна КРОТОВА

На главном фото  — клоун Павел Алексеевич и конферансье Фронтового цирка Константин Гузынин