ЛЕВ РАКОВ – УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, ФРОНТОВИК, ЛЕКТОР ДОМА КРАСНОЙ АРМИИ

Лев Раков был одним из тех, кто сразу приковывал к себе внимание. Стройный и высокий, с отличной военной выправкой, красивым и мужественным лицом, он очень напоминал звезду Голливуда Хэмфри Богарта. В  Санкт-Петербурге фамилия Ракова широко известна, а его судьба поистине уникальна — советский военный историк, ученый секретарь Эрмитажа, фронтовик, литератор, лектор Ленинградского Дома Красной Армии, мемуарист, первый руководитель Музея обороны, директор Публичной библиотеки дважды был репрессирован, но не сломался. О его судьбе написаны десятки статей, рефератов, диссертаций, а также снят документальный фильм.

Лев Львович Раков родился в 1904 году в Якутске, где его родители отбывали ссылку. Брак родителей был гражданским. Отец – юрист Лев Теслер попал в «тюрьму без решеток», как до революции называли Якутию, за свои политические взгляды. Он был социал-демократом, членом Первого съезда РСДРП, входил  в киевский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Мать – уроженка Тотьмы Елизавета Ракова принадлежала к известному дворянскому роду. Дед нашего героя был действительным статским советником, а вот за дочерью не углядел. Студентка Санкт-Петербургского женского медицинского института оказалась в ссылке за то, что участвовала в революционном движении.

Гражданский брак родителей распался в 1905 году после того, как матери с сыном разрешили вернуться в столицу. С этого момента жизнь Льва была навсегда связана с Петербургом.

Мальчик жил в городе на Неве с матерью, работавшей врачом. В 1917-1921 годах учился в Петроградской школе № 15. Гуманитарные науки давались ему гораздо лучше, и в 1922 году молодой человек поступил в университет. Учился на кафедре классической филологии, а также на отделении истории и археологии факультета языкознания и материальной культуры. А параллельно с учебой работал экскурсоводом в Русском музее. Как раз там Ракову довелось поучаствовать в устройстве первой в его жизни выставки «Война и искусство».

В 1923 году герой нашего повествования познакомился с Михаилом Кузьминым — русским литератором и композитором Серебряного века, мастером свободного стиха. Михаил Алексеевич посвятил Ракову цикл стихотворений «Новый Гуль». Дружеские отношения с Кузминым сохранялись до самой смерти последнего, а когда поэт умер, Лев Львович принял деятельное участие в его похоронах, добившись разрешения на захоронение на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В 1929 году Лев окончил университет и поступил в аспирантуру Института археологии. Специализировался в области античной истории. В 1931 году Лев Львович поступил на работу в Эрмитаж и в 1937 году стал ученым секретарем этого крупнейшего российского музея. Одновременно доцент Раков преподавал в Ленинградском государственном университете и в Педагогическом институте имени А. И. Герцена, читая курс истории Греции и Рима.

В марте 1938 года ему присудили степень кандидата исторических наук на кафедре «История античного мира». Подвело доцента его увлечение «для души». Лев Львович с детства собирал оловянных солдатиков. И не просто собирал, но изучал историю русской императорской армии: её оружие, форму, знаки отличия. Это и стало причиной катастрофы.

Раков разработал идею и организовал с нуля выставку из фондов Эрмитажа «Военное прошлое русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения XVII — начала XIX веков». Среди экспонатов выставлялся и макет Бородинского сражения, на котором он сам клеил бумажные домики и расставил 4500 солдатиков и 600 орудий из своей личной коллекции. Сегодня его собрание размером в 10 тысяч солдатиков хранится в Государственном Эрмитаже. Выставка открылась в сентябре 1938 года и имела огромный успех. Однако почивать на лаврах Ракову пришлось совсем недолго. Уже через месяц к его дому  подъехал черный «воронок». Льва Львовича подвел «неблагонадёжный» интерес к императорской армии и флоту. Какой-то доброхот донес, что на выставке якобы пропагандировалась белогвардейская форма. Больше года он просидел в одиночке в Крестах как «активный участник контрреволюционной меньшевистской террористической организации». Здесь Раков совершил попытку покончить с собой и там же позже написал цикл стихов.

Можно сказать, что Льву Львовичу повезло — сменилось руководство органов НКВД. Предыдущего начальника этого страшного ведомства Николая Ежова расстреляли, и после ужасов «ежовщины» наступило «восстановление социалистической законности», проводившееся новым наркомом внутренних дел Лаврентием Берией. Дело ученого пересмотрели и все обвинения с него сняли. В декабре 1939 года Раков был отпущен из Крестов домой и через некоторое время восстановлен в должности учёного секретаря Эрмитажа, где возглавил отделы оружия и военного дела и истории русской культуры.

В это время Лев Львович написал «Краткий очерк военной истории нашей Родины», дважды изданный до Великой Отечественной войны.

Когда в 1941 году грянула война, Раков, как и тысячи мужчин Ленинграда, записался добровольцем в народное ополчение. Сам он всегда говорил: «Музеи надо создавать по горячим следам, а не сто лет спустя». Ещё весной 1942 года ученый предложил, а затем лично организовал выставку «Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков». Она открылась в Ленинграде в здании на углу 1-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта. На выставке демонстрировалось собранное на южных окраинах города трофейное оружие, — которое, по воспоминаниям смотрительницы, постоянно пытались растащить мальчишки. Самым большим экспонатом был настоящий танк Т-34 — в него прятались дети во время бомбёжек.

Видя успех этой выставки, в октябре 1943 года Военный совет Ленинградского фронта поручил Ракову дело государственной важности — организовать новую большую экспозицию «Героическая оборона Ленинграда». Это и было началом знаменитого Музея блокады. Экспозиция разместилась в здании бывшего Сельскохозяйственного музея в Соляном городке; его просторные залы заполнили гигантские живописные панно, боевое оружие, как советское, так и трофейное, и даже боевой самолет.

В 1943 году Лев Львович участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда и в масштабном сражении под Синявино. В годы войны и блокады он также читал лекции в Ленинградском Доме Красной Армии. Окончил военную службу в звании полковника.

5 октября 1945 года Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о преобразовании выставки в Музей обороны Ленинграда. Командование наградило Ракова орденами Отечественной войны I и II степени, а также медалями «За победу над Германией» и «За оборону Ленинграда».

Музей обороны Ленинграда открылся 27 января 1946 года.

4 мая 1947 года Лев Львович был назначен директором Государственной Публичной библиотеки и много сделал для его развития и возобновления научной работы.

В середине 1950-х годов он в соавторстве с известным драматургом Даниилом Альшицем написал сатирические пьесы «Опаснее врага» и «Что скажут завтра?». Спектакли по ним были поставлены в Театре комедии гениальным режиссером Николаем Акимовым.

В феврале 1949 года в Ленинград из Москвы прибыли член политбюро ЦК ВКП (б) Георгий Маленков и группа чекистов. Началось так называемое «Ленинградское дело», сфабрикованное против партийных и государственных руководителей Северной столицы. По городу на Неве прокатилась серия арестов и увольнений. 21 февраля 1949 году на объединённом пленуме Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) сотрудникам Музея обороны города были предъявлены абсолютно нелепые обвинения в подготовке теракта «на случай приезда товарища Сталина». Часть экспонатов была уничтожена.

В апреле 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Публичную библиотеку проверил Комитет по делам культпросветучреждений при Совете Министров РСФСР. Ревизоры выявили, что «содержание работы важнейших отделов библиотеки: систематизации, каталогизации, библиографии, фондов и обслуживания не отвечают требованиям партии в области идеологической работы».

20 августа 1949 года Публичная библиотека получила приказ на проведение аттестации сотрудников, идеологическую чистку по национальным, сословным и другим вопросам. И в октябре собрание сотрудников утвердило следующую характеристику директору:

«Раков — культурный инициативный работник с большими организаторскими способностями, выходец из старой петербургской интеллигенции, выросший среди квалифицированной ленинградской интеллигенции… Раков уделял много времени и внимания организационным вопросам, благодаря чему библиотека в настоящее время получает новое здание», — однако в вину ему вменялись ошибки по работе с кадрами, «которые он подбирал по деловому, а не политическому признаку».

В марте 1950 года Льва Львовича освободили от должности, а спустя месяц повторно арестовали, приговорив к расстрелу, который позже заменили на двадцать пять лет тюрьмы с поражением в правах и конфискацией имущества. Его вторая жена, сотрудница Публичной библиотеки и преподавательница английского языка Марина Фонтон была арестована как жена «врага народа» и сослана в Кокчетав, откуда вернулась в Ленинград лишь весной 1953 года. Ее реабилитировали в марте 1954 года.

Музей обороны Ленинграда был закрыт в 1953 году. Бесценные артефакты были просто выброшены на улицу. Одно из обвинений – то, что музей показывал политически неверное изображение страданий блокадников.

Ученый отбывал заключение во Владимирской тюрьме, в одной камере с писателем, поэтом и философом Даниилом Андреевым и советским физиологом, академиком медицины Василием Париным. В соавторстве они сочинили вымышленную пародийную биографическую энциклопедию «Новейший Плутарх». Раков был освобождён в 1954 году, дело прекратили в связи с «отсутствием состава преступления».

В 1954 году Лев Львович назначен заместителем директора Всесоюзного Пушкинского музея и директором Научной библиотеки Академии художеств.

С 1962 года по состоянию здоровья вышел на пенсию. Умер 8 февраля 1970 года в Ленинграде и был похоронен там же на Серафимовском кладбище.

19 ноября 2019 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялся премьерный показ телефильма «Скорбное эхо блокады. Лев Раков». В тот год музей как раз отметил 115-летие со дня рождения Ракова. Авторы фильма ставили перед собой задачу рассказать историю жизни выдающегося представителя ленинградской интеллигенции.

Подготовила Татьяна КРОТОВА