В ГОДЫ ВОЙНЫ В ЗДАНИЕ ДОМА ОФИЦЕРОВ НЕ ПОПАЛА НИ ОДНА БОМБА
С первых дней Великой Отечественной войны Ленинградский дом Красной Армии стал одним из духовных центров сопротивления фашизму. В холле на первом этаже развернул свою работу мобилизационный пункт — шла запись добровольцев на фронт, отсюда же увозили на передовую многочисленные посылки с махоркой, кисетами, варежками, носками для бойцов, собранные по всей стране. Здесь, на третьем этаже, на сцене большого зала шли концерты и спектакли для воинов и жителей блокадного города…
В здании на Литейном, 20, базировался Театр народного ополчения во главе с известнейшим артистом Николаем Черкасовым. Позднее коллектив переименовали в агитвзвод при политуправлении Ленинградского фронта. В его труппу вошли многие известные театральные, цирковые и балетные артисты, художники, режиссеры и сценаристы. В одночасье они стали военнообязанными. Получив форму и оружие, сразу перешли на казарменное положение.
Отсюда на фронт выезжали еще несколько творческих бригад. Это были ансамбль песни и пляски при Политуправлении Ленинградского фронта (художественный руководитель А. И. Анисимов), концертная группа под управлением Е. П. Гершуни, эстрадный коллектив Клавдии Шульженко, а также концертная бригада театра Краснознамённого Балтийского флота. В 1944 году Дом Красной Армии наградили орденом Красной Звезды, ему было вручено боевое знамя, как воинской части.
О буднях ЛДКА в то тяжелое время и будет наше повествование. О том, какие выступления, спектакли и фильмы шли в стенах Ленинградского дома Красной Армии, нам рассказала Ольга Юрьевна Александрова, прожившая в этом здании всю войну, с первого и до последнего дня.
В те годы она была еще школьницей, но прекрасно помнит, все, что тут происходило. Отец девочки служил начальником пожарной охраны. В этом здании, в блокаду умерла от голода бабушка. Семья жила на четвертом этаже в небольшой комнатке на четырнадцати «квадратах». В этой же парадной несколькими этажами ниже жили артисты, в том числе и Клавдия Ивановна Шульженко со своим супругом, руководителем ее ансамбля Владимиром Коралли, сыном Игорем и отцом Иваном Ивановичем. Певица уехала их Ленинграда в 1943 году, вскоре после смерти отца, умершего от голода и похороненного на Смоленском кладбище. Оля и Игорь были единственными детьми, живущими в ЛДКА. Блокаднице Александровой уже 86. Всю жизнь проработала в музее Александра Пушкина на Мойке, 12.
Ольга Юрьевна Александрова с временно исполняющим должность руководителя Дома офицеров ЗВО Сергеем Кононовым
В блокаду — на крыше Ленинградского дома Красной Армии имени С.М. Кирова
О жизни Ольги Юрьевны в годы войны мы уже рассказывали в материале «Детство, опаленное войной», его также можно прочитать на нашем сайте.
— В нашей парадной жили артисты. На втором или третьем этаже жила певица Клавдия Шульженко с семьей и участники ее ансамбля. Когда они там собирались на репетиции, было очень здорово и весело.
— Вода у нас была всегда, а вот света и тепла не было. Помню, у нас коптилка горела – это такое небольшое блюдце с маслом, в котором плавал фитилек. Огонек был маленький, но все-таки огонек. Посреди комнаты стояла печка-буржуйка. Кажется она выводилась в дымоход, я, честно говоря, уже не помню. Топили мы ее всякими щепочками и бумажками.
— Нам всем давали по 150-200 граммов хлеба в день. Хлеб был ужасный и сырой. Папа резал его на кусочки и клал на печку, а когда он подсыхал, мы его ели. Маленькими кусочками. Здесь, в Доме Красной Армии была столовая, где кое-как подкармливали.
— В ЛДКА есть небольшой внутренний двор, я там гуляла и играла. Это был мой двор. Однажды вечером мы шли с мамой, было очень темно. И вдруг увидели, что на парашюте во двор спускается световая бомба. Немцы пускали их, чтобы наводить на цели, а потом кидали на город настоящие бомбы и снаряды. Я тогда, помню, очень испугалась. Эта бомба озарила двор таким фосфорным, мертвенным, страшным светом.
— «Зажигалки» — это ерунда! Бомбы-«зажигалки» часто падали на крышу. Папа с сотрудниками ЛДКА и артистами во время вражеских налетов постоянно дежурили на крыше. Хватали «зажигалки» специальными щипцами и пихали их в огромные короба, доверху набитые песком. Потому что эти бомбы водой нельзя было потушить.
— Вы же видели большую железную башню над зданием Дома офицеров? Там в свое время был командный пункт. Еще один был внизу, в правом флигеле. Они сообщались между собой посредством телефонной связи. Во время авианалетов в башне и на первом этаже сидели люди и следили за ситуацией. Сообщали, что в такое-то здание попала бомба или снаряд. Мама и папа, которым часто приходилось дежурить в командных пунктах, рассказывали, что во время налетов вражеской авиации, эта башня сильно качалась.
— В Ленинградском доме Красной Армии было всего двое детей – я и Игорь Кемпер – сын Клавдии Шульженко и Владимира Коралли (Вольфа Кемпера). Мы с ним не дружили, но часто играли, потому что ребятишек тут больше не было. Помню, случай был. Тут как-то стоял фанерный короб от грузовика, ну а я девчонка любопытная, взяла и залезла в него. Ну а Игорь взял и закрыл дверь. И еще чем-то сверху припер. Мальчишка… (улыбается Ольга Юрьевна). Я туда-сюда… Выйти не смогла. Шумела, кричала, потом мне открыли дверь, и я пошла домой.
Игорь Кемпер — фото сделано отцом Ольги Юрьевны в годы войны
— На первом этаже была посылочная база, куда приходили посылки для бойцов со всей страны. Отсюда их отправляли на фронт.
— Все сотрудники ЛДКА были на казарменном положении. Жили здесь. Люди были совершенно разные, жили дружно. Между работой и немецкими авианалетами, артисты, папины бойцы и другие сотрудники собирались на площадке на третьем этаже и начинали травить анекдоты. Кто-то читал стихи Саши Черного, творчество которого тогда мало кто знал. А как читали!!!
— Театральная жизнь в те годы кипела! В ЛДКА ставили пьесу Всеволода Вишневского «Русские люди». В конце, когда главного героя уводили на расстрел, он говорил: «Так умирают русские люди!» и пел «Соловей-соловей-пташечка». Зал в этот момент вставал и аплодировал. Также здесь шел спектакль «Полководец Суворов», ставили «Сирано де Бержерака». Его играл Владимир Чеснаков. Ах, как он играл Сирано, это было просто изумительно!
Примечание:
Зимой 1942 года режиссёр агитвзвода Ленинградского дома Красной Армии Владимир Чеснаков умер от истощения по дороге на Карельский фронт, куда поехал для инструктажа бригад.
— Утесов приезжал вместе со своим джаз-оркестром. Это было великолепное выступление! Помню, у него был такой номер — он выезжал на сцену на игрушечной детской лошадке и пел про Гитлера: «Вара-вара-вара-вали, что под руку попадет, самовары вара-вара-вары, шаро-вара-вара- вары, все товары вара-вара-вары — прям в рот». Зал смеялся, было интересно.
— Шульженко выходила на сцену всегда хорошо причесанная. И этот ее платочек… Он был такой прозрачный, немножко с «искоркой», она его сжимала в руках и пела про «Синий платочек».
— Еще у нас выступали братья Лепянские. Когда-то давно я была на экскурсии по еврейскому кладбищу. Как оказалось, они похоронены где-то недалеко от входа. Их было трое, они играли на цимбалах и пели военные песни. Про кисет, махорку и так далее. Выступал также у нас артист Муравский.
— Здесь давал выступление даже знаменитый Вольф Мессинг (советский эстрадный артист, выступавший с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей, заслуженный артист РСФСР – Т.К.). Я тут его видела, помню, что он ходил по залу, а его просили рассказать про того или иного человека.
— В подвалах здания сделали бомбоубежище. Но когда шло представление и раздавались звуки сирены, люди не уходили, не спускались вниз, а оставались досматривать спектакль, концерт или фильм.
— Ни одна бомба сюда не попадала. Зато напротив, где сейчас располагается сад Дружбы и сакуры растут – раньше был дом, ну и дальше, после Литейного, 11, все было разбомблено.
Коллектив ЛДКА, снимок военных лет
***
Вдогонку:
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ ТЕХ ЛЕТ
Помощь лыжной подготовке бойцов
Лыжи на войне — незаменимая вещь. Боец, умеющий владеть искусством хождения на лыжах, является грозой для врага. Ленинградский дом Красной Армии имени С.М. Кирова активно содействует военно-лыжной подготовке частей. Группа инструкторов по военно-лыжному делу будет проводить занятия с начсоставом в учебных подразделениях, помогать в обучении бойцов лыжных отрядов.
В части Ленинградского фронта направляются докладчики для проведения бесед и докладов о действиях войск в зимних условиях, в условиях лесисто-болотной местности и т.д. Каждый докладчик снабжен наглядными пособиями. На выставке «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма» открывается отдел, в котором будут представлены все типы лыжных креплений, обуви, показаны способы использования лыж для перевозки раненых, патронов. Наглядно будет показано, как устроить в лесу шалаш для ночлега. Здесь же, на выставке будут проводиться консультации об использовании лыж на войне и по вопросам военно-лыжной подготовки. Перед посетителями систематически будут выступать бойцы и командиры лыжных отрядов, участвовавшие в войне с белофиннами зимой 1939-1940 года.
Политрук Ю. АСКИНАДЗЕ
МОСКОВСКИЕ АРТИСТЫ В ЧАСТЯХ НАШЕГО ФРОНТА
В Ленинград из Москвы прибыла фронтовая бригада Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, которой руководит М.Н. Гаркави. В составе бригады известная исполнительница русских народных песен, заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова, лауреат Всесоюзного конкурса чтецов Н. Першин и другие.
Свой первый концерт бригада дала в Доме Красной Армии имени С. М. Кирова. Сейчас выступает в частях фронта.
КОНЦЕРТЫ ДЛЯ БОЙЦОВ КРАСНОЙ АРМИИ
С первого дня мобилизации ленинградскими театрами были созданы десятки бригад для художественного обслуживания бойцов, призываемых в ряды Красной Армии.
Ежедневно на мобилизационных и агитационных пунктах города проводится более 200 концертов. В работе художественных бригад принимают участие ведущие мастера ленинградских театров и эстрады. Перед бойцами выступали Е. Корчагина-Александровская, Н. Черкасов, Б. Горин-Горяинов, С. Мигай, О. Мшанская, Е. Карякина, Е. Жихарева, Л. Сухаревская, Н. Середа, И. Нечаев и многие другие, сообщает ТАСС.
Татьяна КРОТОВА