ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. ИСТОРИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО БРОНЕКАТЕРА «БК-31»

Центральной экспозицией выставки «Золотой фонд Русского географического общества», проходящей в Доме офицеров Западного военного округа, стал мультимедийный павильон о бронекатере БК-31, погибшем во время Сталинградской битвы и пролежавшем на дне больше семи десятилетий. История обнаружения судна крайне интересна.

В мае 2017 года ныряльщики обнаружили на семиметровой глубине напротив Волгограда остов неизвестного судна. Извлечь его из воды оказалось весьма непросто. Для начала из корпуса пришлось вымыть 150 тонн речного песка. Усложняло операцию и наличие на борту боеприпасов, многие из которых оказались в хорошем состоянии. Водолазы насчитали 11 винтовок, девять автоматов ППШ, пулемет, 70 гранат и 50 тысяч патронов, четыре тротиловые шашки, два пистолета и 180 снарядов.

Полгода ушло на подготовку. Сам подъем бронекатера длился четыре дня. И все же судно разломилось пополам. Однако обе части извлекли из реки и БК-31 отправили на ремонт.

На борту были обнаружены останки 11 членов экипажа. Все их медальоны были пусты. Однако по архивным документам и личным вещам (например, ложке с выбитой фамилией владельца) удалось идентифицировать погибших. У двоих даже нашлись родственники, которые присутствовали на перезахоронении.

Криминалисты по листочку разлепили склеившийся бортовой журнал. Историки восстановили боевой путь бронекатера.

Из интервью заведующей отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Светланы Аргасцевой корреспонденту «Российской газеты»:  

— Это военная единица, поддерживающая наземные части. Под Сталинградом лодке выпала обязанность подвозить боеприпасы и провиант, эвакуировать раненых. Командира катера Александра Щербакова 25 сентября 1942 года ранило, исполнять его обязанности стал Павел Никитин. Он и руководил экипажем, когда БК-31 потопили. Катер подбили нашим же снарядом. Но сделали это немцы, захватившие советское орудие. У нас даже есть воспоминание с той стороны.

Виганд Вюстер в мемуарах «В аду Сталинграда» описал гибель бронекатера, лишь слегка перепутав даты. Он говорит о 10 октября, тогда как это произошло днем ранее.

«Две мои русские пушки у Волги заработали четкое очко на свой счет. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз ее обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В этот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула».

Вюстер останется жив. После разгрома в Сталинграде он попал в плен и провел семь лет на принудительных работах в Зеленодольске, именно на том судостроительном заводе №340, где весной 1942 года спустили на воду БК-31.

***

Мультимедийный павильон разбит на несколько смысловых и конструктивных зон. Внешне он напоминает борт бронекатера, где визуально отделены друг от друга носовая и кормовая часть, что обозначает разлом катера, произошедший вследствие полученных во время боя повреждений. Функционально этот «разлом» позволяет посетителю менять свою локацию, свободно перемещаться между внутренним и внешним пространством экспозиции, не замыкаясь на одном из них, строить собственную траекторию восприятия и прочтения истории.

Внутренняя часть экспозиции — камерное пространство, пространство человеческих историй, судеб, пространство человеческой памяти.

Первое, что бросается в глаза, как бы мы не начинали знакомиться с экспозицией — имена моряков, причастных к трагическому событию в ночь 9 октября 1942 года на борту БК-31. Это своеобразная стена памяти.

Общим фоном служат панорамные фотографии — полыхающий Сталинград и сегодняшний Волгоград. Основное пространство занимают фрагменты текстов.

В больших витринах — артефакты, принадлежащие БК-31 и его поднятию, пять мониторов, оживающих при прикосновении к ним, а также 11 наушников. Они размещены в отверстиях «борта» катера, что напоминает о пробоинах, полученных БК-31 и о чопиках, которыми заделывали их моряки. Извлекая и возвращая на место наушники, посетитель как бы повторяет действия членов экипажа.