УШЛА ИЗ ЖИЗНИ НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ ГАЛИНА КОРОТКЕВИЧ

 

Не стало Галины Короткевич. Легенда сцены, старейшая актриса Санкт-Петербурга, народная артистка России умерла, не дожив двух недель до своего 100-летия. Имя Галины Петровны навсегда вошло в летопись нашего Дома офицеров. В годы  Великой Отечественной войны актриса выступала в составе молодежной бригады Ленинградского Дома Красной Армии на Волховском и Ленинградском фронтах, выезжала на самые трудные участки передовой, давала концерты в воинских частях у Пулковских высот, во время боев под Синявино, ночами – на Ладоге, на легендарной Дороге жизни.

Галина Петровна Короткевич родилась 18 августа 1921 года в Петрограде. В июне 1941 года Короткевич только окончила первый курс театрального института и собиралась на первые гастроли, но все планы спутала война. Галина вошла в состав фронтовой концертной бригады ЛДКА, набранной из студентов. В ней, в основном, работали старшекурсники, и девушка оказалась самой юной.

Сначала молодежная бригада выступала перед добровольцами на мобилизационных пунктах, потом стала выезжать на передовую – линия фронта была совсем недалеко от Ленинграда.

Подсчитано, что за четыре года войны артисты молодежной бригады дали более двух тысяч концертов. «Сами мы, конечно, не считали, какой раз едем. Посчитали уже потом, за нас», — вспоминала Короткевич.

Галина Петровна, восемь лет занимавшаяся балетом, в бригаде отвечала за танцы, исполняла несколько номеров под баян. Ее балетные пуанты развалились уже через несколько недель, юная актриса танцевала в народном костюме и спортивных туфельках, позже ей пошили военную форму.

В интервью газете «Культура» Короткевич рассказывала о войне так:

— Надо ехать, и мы ехали, не важно куда — в штаб фронта или на передовую. Я даже не плакала ни разу. Во время войны никто не плакал, чего мне было рыдать? Однажды мы выступали в разрушенном сарае, там лежал раненый, весь перевязанный танкист с ожогами лица и тела. Он стонал, а я гладила его по голове и пела, тогда он немного затихал. А потом умер… Мы встали перед ним на колени и сняли шапки. Но и тогда никто не плакал.

Иногда мы даже смеялись, но скорее это был нервный смех, так смеются люди, избежавшие смерти.

Командиры, несмотря на сложную военную обстановку, всегда просили «Повеселее, ребята, только повеселее!».

Обычно фронтовые выступления продолжались не более сорока минут — именно столько продолжался обеденный перерыв у немцев, когда они прекращали вести обстрел. И артисты старались уложиться в положенное время.

Чтобы сберечь минуты для выступления, переодевались еще под огнем, под огнем же и уезжали с передовой. Однажды задержались — бойцы попросили исполнить еще один танец. Фашисты дожидаться не стали и начали обстрел наших позиций. Артисты едва успели запрыгнуть в полуторку, как неподалеку прогремел взрыв — в клочья разорвало лошадь, а осколки прошли прямо над головами».

Только оглядываясь назад, задумываешься, как могли люди все это вынести. А тогда это все шло, как обычная жизнь. Как сейчас едешь в метро, так мы тогда садились в грузовик и ехали на передовую, правда, с оглядкой – здесь бомбят, там шрапнель рвется. Когда первый раз ехали, даже смеялись, а вскоре появилась собранность».

«Мы выступали, как тогда говорилось, в «форме номер один»: мальчики — в костюмах, а девочки — только в платьях. Но мороз был страшный, до 45 градусов! Помню, выйдешь на сцену, улыбнешься — а улыбка так и замерзнет на лице», — вспоминала актриса в интервью для издания «Ваш досуг».

И у самой актрисы в годы блокады была признана вторая стадия дистрофии. Галина Петровна с благодарностью вспоминала начальника Дома Красной Армии Николая Лазарева, который в самые тяжелые дни блокады перевел артистов на солдатский паек, до этого они получали карточки служащих, на которые полагалось всего 125 граммов хлеба, а это  — это верная смерть.

В 1946 году Галина Петровна окончила ЛГИТМиК. С 1946 -1961 год была актрисой Нового театра (ныне – театр Ленсовета). С 1962 года – актриса театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Среди наград Галины Короткевич — премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», орден Почета и памятная медаль за концерты в районе боевых действий в Афганистане. Легенда ленинградской театральной сцены, Галина Короткевич снималась в кино. Она играла в фильмах Надежды Кошеверовой «Весна в Москве» и «Тени», Льва Кулиджанова («Это начиналось так» — совместный с Яковом Сегелем) и Николая Лебедева («Невероятный Иегудиил Хламида»).

Для народной артистки России Галины Короткевич 27 января (в 1944  году в этот день была снята блокада Ленинграда) всегда было особой датой. В этот день она обычно посещала Пискаревское кладбище, вспоминала друзей, коллег и одноклассников, не переживших войну и блокаду Ленинграда. «Наверное, мне повезло. Каждый раз, когда этот день наступает, у меня слезы льются сами. Я вспоминаю все, и вот тут я начинаю реветь. И ничего сделать с собой не могу» — говорила она.

Коллектив Дома офицеров Западного военного округа выражает соболезнование родным и близким Галины Петровны. Светлая память…