В ДОМ ОФИЦЕРОВ ПЕРЕДАНЫ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА-БЛОКАДНИКА ВАЛЕНТИНА СИНИЦЫНА

Блокада Ленинграда… Ей посвящены сотни книг, стихов, картин, музыкальных произведений, тысячи газетных публикаций и научных исследований. Художник Валентин Синицын сам пережил блокаду, и именно она стала главной темой его творчества. На днях Дому офицеров Западного военного округа семья художника передала его картины. Торжественная церемония передачи прошла в полдень 6 мая в Дубовом зале. В ней приняли участие ветераны, блокадники, дети войны, военнослужащие, курсанты военных вузов, кадеты, юнармейцы, а также жители и гости города на Неве.

Валентин Александрович Синицын родился 28 июля 1932 года в Ленинграде, вместе с семьей жил в коммунальной квартире на площади Льва Толстого. Подростком испытал все ужасы войны, во время блокады на его глазах от голода умерли мать и брат. Десятилетнего Валентина нашли одного в пустой квартире и отправили в детский дом. После Великой Отечественной войны Синицын поступил в высшее художественное училище им. Мухиной и до пенсии работал в фонде Союза художников. Валентин Александрович ушел из жизни в 70 лет, 2 декабря 2002 года и был похоронен на Волковском кладбище.

Всего в фонды Дома офицеров передано 24 картины и эскиза с говорящими названиями: «Хлеб не привезли», «Блокадный обоз», «Двор», «У буржуйки», «На кухне», «В ожидании хлеба», «Горелка догорает». Среди них и последняя картина художника — «Рука смерти». Все эти произведения были написаны в 1980-1990 годах. К сожалению, 86-летняя вдова художника Маргита Синицына в силу возраста, не смогла присутствовать на церемонии, но записала видеообращение. Передавал картины сын Валентина Александровича Евгений. В самом начале с приветственным словом к собравшимся обратился руководитель Дома офицеров Сергей Кононов. Акт о передаче картин подписали заведующий Музеем истории войск ЗВО Станислав Малышев и сын художника Евгений Синицын. Торжественную церемонию провела заслуженная артистка России, художественный руководитель Дома офицеров Ирина Смолина. В этот день в Дубовом зале также открылись выставки военного плаката и музейных экспонатов.  

 

 

 

 

Евгений СИНИЦЫН, сын художника:

 — Отец очень много трудился над темой блокады, пробовал работать в разных техниках, сначала акварелью, но его не устроили подача, потом он перешел на графику, работал карандашом и, в итоге, перешел на тушь, работал углем. В 1970-1980 годы некоторые работы отца приобрел Музей обороны Ленинграда. Все эти картины, которые сегодня мы передаем в Дом офицеров, мы хранили дома, но пришло время, когда эта тема, наконец, стала востребованной. Мы решили, что творческое наследие отца должно стать достоянием и памятью нашего города. У папы была очень тяжелая судьба. В годы блокады у него на глазах умер от голода четырехлетний брат Женя, а потом и мама и он остался один. Потом его нашли, отдали в детприемник и отправили в Казахстан, но он оттуда сбежал и вернулся в Ленинград. Уже здесь его поместили в детский дом. Меня он назвал Женей в честь своего умершего брата. Тема блокады всегда была с ним. Отец мало про нее рассказывал. Живописью увлекся еще будучи в детдоме, потом окончил Мухинское училище. Однако в 1970-1980 годы тема блокады и голода в Ленинграде не была востребована и эти работы не приветствовались. Потом наступила перестройка и до искусства никому не было дела.  Представьте, как сложно изобразить медленную смерть от голода, в то время огромное количество людей сидели в своих квартирах. У них не было сил ходить, и они медленно умирали. Подвиг ленинградцев в музыке прекрасно передал Дмитрий Шостакович, в стихах – Ольга Берггольц. А вот работать над этой темой в живописи очень сложно. Мы очень благодарны коллективу Дома офицеров за то, что все это организовали, и будете демонстрировать картины на своих выставках.