ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА. БРОНЗОВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ЕВГЕНИЯ ЛАНСЕРЕ

Парадные гостиные Дома офицеров – это просто кладезь интереснейших вещей! Здесь каждая статуя, мебель, зеркало, картина, ковер и любой другой предмет интерьера имеют свою прелюбопытнейшую историю, которая зачастую насчитывает не менее ста лет. Сегодня мы хотим рассказать не об одном, а сразу о двух уникальных экспонатах – бронзовых скульптурах Евгения Лансере, сохранившихся в нижних гостиных здания на Литейном проспекте, 20 с дореволюционных времен. Здесь в Доме офицеров они пережили революции, Гражданскую и Великую Отечественную войну, застой, перестройку, лихие девяностые. Обе скульптуры сейчас находятся в кабинете командующего войсками Западного военного округа.

Их автор, Евгений Александрович Лансере был сыном инженера путей сообщения, происходил из французской семьи, поселившейся в России. Родился в Моршанске Тамбовской губернии, потом перебрался в Санкт-Петербург, где учился на юридическом факультете. Систематизированного художественного образования не получил, лепкой занимался самостоятельно, посещал мастерские скульпторов, в частности Н.И. Либериха, много работал с натуры. В 1867 и 1876 годах совершил поездки в Париж, где изучал художественное литье из бронзы и знакомился с произведениями искусства, находящимися в музеях. Ежегодно путешествовал по средней и южной России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии, Крыму, побывал в Алжире.

Отливки восковых моделей пользовались большой популярностью. Мастер часто придавал своим образам национально-исторический или этнографический колорит. Лансере исполнил целый ряд произведений на темы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Разрабатывал модели сервизов и письменных приборов.

В 1969 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени, в 1872-м – звание классного художника 1-й степени. В 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Мастер сюжетной пластической миниатюры, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом, принимал участие во Всемирных выставках в Лондоне, Вене, Париже, Антверпене и других городах. Его произведения отливались во всех ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм – Ф.Ю. Шопена, Н.Ф. Штанге, А. Морана, К.А. Берто, а также на чугунолитейных заводах Урала.

Евгений Александрович был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений, и мы можем гордиться, что две (!) из них хранятся в нашем Доме офицеров.

Произведения скульптора можно также увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее, в экспозициях Радищевского музея, Национальном художественном музее Беларуси и так далее. Шедевры мастера, имеющиеся в антикварных магазинах Санкт-Петербурга, стоят очень-очень дорого.  

Итак, начнем знакомство с шедеврами. Первая скульптура —  «Чумак на возу», модель 1870 года, была отлита в Санкт-Петербурге на фабрике художественной бронзы Ф. Шопена. Бронза, литье, чеканка, монтировка, коричневая тонировка. 26,5 х 53,5 х 21,5 см.

Вдоль переднего торца, на поземе в изогнутом резерве подпись скульптора: «ЛЪПИЛЪ. Е. ЛАНСЕРЕ. 1870»; ниже — имя литейщика: «Ф.ШОПЕНЪ»; сзади контрольный штамп на право художественной собственности Министерства Финансов — «ОТЪ М.Ф./1870/НА 10. ЛЕТЪ».

Посмотрите, как великолепно и тонко выполнена вторая скульптура. Она заставляет работать фантазию. Мы видим двух взмыленных лошадей, несущихся куда-то на бешеной скорости, ими ловко и умело управляет ямщик, везущий двух закрывшихся от ветра путников. Взгляните, как четко оформлена каждая деталь – будь-то  вздыбленные гривы лошадей, уверенная фигура ямщика, испуганное выражение на лице сидящей в санях девушки и так далее. Скульптура эта не просто бесценна, нам, сотрудникам бывшего Офицерского собрания она особо дорога, ведь на ней стоит личное клеймо мастера — «1881 год, лепил Е. Лансере».

Евгений Александрович прожил совсем недолгую жизнь, его не стало в 1886 году. Ему было 37 лет…

Хотелось бы добавить несколько слов о детях Лансере. Все трое выбрали творческую стезю. Евгений и Зинаида стали художниками, младший сын Николай — архитектором.

Дочь скульптора Лансере, известная художница Зинаида Серебрякова осенью 1924 года поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (позже сына и дочь удалось переправить за границу, еще одна дочь осталась в СССР). В 1947 году получила французское гражданство. Скончалась в Париже в 1967 году в возрасте 82 лет, последний приют обрела на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Евгений Лансере-младший до революции был академиком Императорской Академии художеств. Из Советского Союза не уехал и был обласкан сталинской властью. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, в 1943-м стал лауреатом Сталинской премии второй степени, спустя два года ему присвоили звание народного художника РСФСР.

Трагична судьба еще одного сына известного скульптора – архитектора Николая Лансере.   Автора памятника Петру I на Малом Сампсониевском проспекте впервые арестовали в 1931 году, осудив по 58-й статье за «шпионаж в пользу Франции». Расстрел заменили десятью годами заключения. Николай Евгеньевич работал в «шарашке» — Особом конструкторско-техническом бюро, располагавшемся в тюрьме ОГПУ на ул. Воинова и был досрочно освобождён 2 августа 1935 года. Вторично архитектора арестовали в 1938 году и приговорили к 5 годам заключения. Обвинение то же – «шпионаж». В августе 1940 года Николая Лансере этапировали в Москву для пересмотра дела, в июне 1941 он умер в Саратовской тюремной больнице 5 мая 1942 года и был похоронен на тюремном погосте. 5 ноября 1957 года был реабилитирован. Посмертно…

Татьяна КРОТОВА

Фото автора