МЫ С ТОБОЙ, СТРАНА! ЖИЗНЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО ДОМА КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И БЛОКАДЫ

С первых дней Великой Отечественной войны Ленинградский дом Красной Армии (так в те годы назывался Дом офицеров ЗВО) стал одним из духовных центров сопротивления фашизму.

В холле на первом этаже развернул свою работу мобилизационный пункт — здесь шла запись добровольцев на фронт. Тут же расположилась и посылочная база, куда приходили посылки со всех уголков большой страны. Отсюда же увозили на передовую многочисленные баулы с махоркой, кисетами, варежками, носками для бойцов.

Из Ленинградского Дома Красной Армии на фронт отправлялись группы инструкторов по военно-лыжной подготовке частей. Они проводили занятия с начсоставом в учебных подразделениях и помогали в обучении бойцов. Также в части Ленинградского фронта направлялись докладчики для проведения бесед и докладов о действиях войск в зимних условиях, в условиях лесисто-болотистой местности.

На третьем этаже, на сцене большого зала шли концерты и спектакли для воинов и жителей блокадного города. Театральная жизнь в те годы кипела! В репертуаре были представления разных жанров, литературно-музыкальные композиции. Особым успехом пользовались спектакли «Русские люди», «Полководец Суворов», «Братишка», «Сирано де Бержерак». С театром Дома Красной Армии сотрудничали композитор Дмитрий Шостакович, писатели Вениамин Каверин и Константин Симонов, драматург Евгений Шварц, композитор Исаак Дунаевский и многие другие.

В  Ленинградском Доме Красной Армии выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Николай Черкасов, Аркадий Райкин, Лидия Русланова, Вольф Мессинг. Свои произведения читали автор «Оптимистической трагедии» Всеволод Вишневский, Вера Кетлинская, муза блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэты Николай Тихонов и Александр Прокофьев. В парадных гостиных шли встречи с известными людьми, работали тематические выставки… На одной из них, которая называлась «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма» перед посетителями выступали бойцы и командиры, участвовавшие в Финской войне.

В Доме офицеров базировался Театр народного ополчения. Первым его руководителем был известнейший артист Николай Черкасов. В его труппу вошли многие известные театральные, цирковые и балетные артисты, художники, режиссеры и сценаристы – Ефим Копелян, Николай Трофимов, Федор Никитин, Николай Корн, режиссер Ленинградского ТЮЗа Владимир Чеснаков, кинокритик и сценарист Борис Бродянский, конферансье Константин Гузынин. В одночасье они стали военнообязанными. Получив форму и оружие, сразу перешли на казарменное положение. Сначала сформировали четыре концертные бригады, под которые составлялся репертуар, подгонялись номера. В основном это были сцены из довоенных спектаклей, сатирические, музыкальные и танцевальные номера. По словам артиста Ефима Копеляна, всем участникам коллектива пришлось в срочном порядке осваивать смежные профессии, к примеру, он стал барабанщиком.

Первую программу «Прямой наводкой» артисты показали уже через месяц после начала войны — 25 июля 1941 года. Она состояла из серии политических сценок остро злободневного характера. Сатирическая картинка «Сон в руку» рисовала встречу Гитлера с историческими личностями — полководцами, пытавшимися покорить Россию, но нашедшими в ней гибель. Пародийная сценка «Случай в сумасшедшем доме» была посвящена разоблачению расовой теории фашизма. Особенно большой успех имел сатирический дуэт Адольфа Гитлера и Германа Геринга. Николай Черкасов читал монолог профессора Полежаева из фильма «Депутат Балтики» или заключительную речь Александра Невского из одноименной картины.

Концерты и спектакли часто играли в непосредственной близости от линии фронта и даже во время боев. Первые концерты Театр народного ополчения давал на Ропшинских аэродромах, причем часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня.

 

Народный артист СССР Ефим КОПЕЛЯН вспоминал:

— Слова «театр» не существовало. Наша часть – а это была именно часть – называлась по-военному агитвзвод и располагалась на верхнем этаже Ленинградского Дома Красной Армии. С транспортом в осаждённом, замерзающем городе было туго. Когда надо, мы, как бывалые пехотинцы, продвигались вперёд перебежками или ползком».

Артистам большей частью везло — все возвращались невредимыми, но все же иногда из списков бойцов агитвзвода вычеркивали фамилии убитых. Тогда срочно готовили замену выбывшим и на ходу меняли программу выступления. Зимой 1942 года режиссёр агитвзвода Владимир Чеснаков умер от истощения по дороге на Карельский фронт, куда поехал для инструктажа бригад.

Народный артист СССР Николай Трофимов рассказывал, что в первые месяцы блокады артистам, как и всем ленинградцам, выдавали по 120 г хлеба. Потом паек немного увеличили, иначе бы они  не смогли не то что плясать, а двигаться.

 Еще одна яркая страница в истории Дома офицеров и эстрады военных лет связана с именем Аркадия Обранта и руководимым им фронтовым танцевальным ансамблем. Выпускник Института физкультуры им. Лесгафта Обрант в первые дни войны записался в народное ополчение, воевал в действующей армии, был командиром взвода лыжников, получил тяжелое ранение. В марте 1942 года он пешком пришел в блокадный город для того, чтобы собрать танцевальную группу для агитвзвода политотдела 55-й армии Ленинградского фронта. Обрант разыскал нескольких участников своего довоенного ансамбля, которые к этому времени были уже крайне истощены. В таком состоянии подростки с трудом добрались до Рыбацкого, где в четырех километрах от линии фронта располагался армейский агитвзвод. Всех танцоров зачислили воспитанниками взвода.

В Ленинградском Доме Красной Армии в годы войны часто выступал Владимир Гардин, один из крупнейших кинорежиссёров немого кино, основатель Госкиношколы (ныне ВГИК). С первых дней войны Гардин и его супруга Татьяна Булах выезжали на фронт, выступали в ЛДКА, в госпиталях. Сотрудничество с Домом Красной Армии за годы блокады переросло в крепкую дружбу.

В Доме офицеров базировался Театр народного ополчения. Первым его руководителем был известнейший артист Николай Черкасов. В его труппу вошли многие известные театральные, цирковые и балетные артисты, художники, режиссеры и сценаристы – Ефим Копелян, Николай Трофимов, Федор Никитин, Николай Корн, режиссер Ленинградского ТЮЗа Владимир Чеснаков, кинокритик и сценарист Борис Бродянский, конферансье Константин Гузынин. В одночасье они стали военнообязанными. Получив форму и оружие, сразу перешли на казарменное положение. Сначала сформировали четыре концертные бригады, под которые составлялся репертуар, подгонялись номера. В основном это были сцены из довоенных спектаклей, сатирические, музыкальные и танцевальные номера. По словам артиста Ефима Копеляна, всем участникам коллектива пришлось в срочном порядке осваивать смежные профессии, к примеру, он стал барабанщиком.

Первую программу «Прямой наводкой» артисты показали уже через месяц после начала войны — 25 июля 1941 года. Она состояла из серии политических сценок остро злободневного характера. Сатирическая картинка «Сон в руку» рисовала встречу Гитлера с историческими личностями — полководцами, пытавшимися покорить Россию, но нашедшими в ней гибель. Пародийная сценка «Случай в сумасшедшем доме» была посвящена разоблачению расовой теории фашизма. Особенно большой успех имел сатирический дуэт Адольфа Гитлера и Германа Геринга. Николай Черкасов читал монолог профессора Полежаева из фильма «Депутат Балтики» или заключительную речь Александра Невского из одноименной картины.

Концерты и спектакли часто играли в непосредственной близости от линии фронта и даже во время боев. Первые концерты Театр народного ополчения давал на Ропшинских аэродромах, причем часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня.

 

Всего в Доме офицеров работало 18 творческих бригад, в их числе ансамбль песни и пляски при Политуправлении Ленинградского фронта, концертная группа под управлением Евгения Гершуни, танцевальный коллектив Аркадия Обранта, цирковая труппа, концертная бригада театра Краснознамённого Балтийского флота и  эстрадный коллектив Клавдии Шульженко. Нам, сотрудникам Дома офицеров, творчество Шульженко особо близко. В тяжелые годы ленинградской блокады, артистка вместе с семьей, жила в здании на Литейном, 20, в полуподвальном помещении бывшей бухгалтерии. Давала концерты, поднимая боевой дух красноармейцев и жителей осажденного города. Отсюда выезжала на передовую и по госпиталям. Умению Клавдии Ивановны подобрать ключик к песне и сделать ее «своей», восторгались все без исключения ее коллеги, в том числе и кумир того поколения Леонид Утесов. «Синий платочек», «Друзья-однополчане», «Давай закурим», «Вальс о вальсе»… Эти и другие песни навсегда вошли в музыкальную сокровищницу России. Шульженко просто обожали. Каждое ее выступление, каждый выход на сцену всегда сопровождались овациями.

Артисты джаз-ансамбля выступали в Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта и под обстрелами. Концерты проходили ежедневно, по нескольку раз в день, иногда певице и ее музыкантам приходилось исполнять песни по ночам. Было голодно и холодно. Осень 1941-го года выдалась особенно суровой. В блокаду умерли от истощения несколько артистов ее ансамбля и отец певицы.

В Ленинградском доме Красной Армии (ЛДКА) Клавдия Ивановна встретила новый, 1942-й год, тут впервые спела «Давай закурим!». Дав порядка 500 концертов, именно на сцене Дома офицеров, получила свою первую боевую награду. Позже певица вспоминала: «Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками… Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил».

Ольга Александрова пережила блокаду в здании Ленинградского Дома офицеров. Ее отец был начальником пожарной охраны. Ольга Юрьевна вспоминает, что в годы Великой Отечественной войны в угловой башне над зданием Дома офицеров была точка противовоздушной обороны. Еще одна располагалась внизу, в правом флигеле. Они сообщались между собой посредством телефонной связи. Во время авианалетов там сидели сотрудники и следили за ситуацией. На крышу часто падали «зажигалки». Сотрудники ЛДКА и артисты, дежурившие во время вражеских налетов, хватали «зажигалки» специальными щипцами и тушили их в огромных коробах с песком.

Весь штат Дома Красной Армии был на казарменном положении. Вода в здании ЛДКА была всегда, а вот света и тепла не было. В страшную зиму 1942 года сотрудники получали по 150-200 граммов хлеба в день. В подвалах здания сделали бомбоубежище. Но когда шло представление и раздавались звуки сирены, люди не уходили, не спускались вниз, а оставались досматривать спектакль, концерт или фильм.

***

30 декабря 1941 года из ЛДКА на фронт выехали 18 концертных бригад.

***

4 января 1942 года в 55-ю армию выехали артисты театрального агитвзвода.

***

11 января 1942года в здании на Литейном, 20 выступил фронтовой ансамбль песни и пляски.

***

7 июня 1942 года в нашем здании на Литейном проспекте прошло 15-тысячное выступление агитфронтовых бригад, обслуживающих части Ленфронта и госпитали. В юбилейном концерте участвовали: ансамбль красноармейской песни и пляски фронта, джаз-ансамбль Клавдии Шульженко, агитбригады под руководством Евгения Гершуни.

***

12 июля того же года в большом зале ЛДКА прошел 500-й концерт Клавдии Ивановны Шульженко.

***

14 июля 1942 года в честь предстоящего Дня Физкультурника состоялись показательные выступления гимнастов, боксеров, штангистов, приемов рукопашного боя.

***

23 февраля 1943 года в нашем здании открылась выставка художников и скульпторов, где впервые выставлена картина Серова, Серебряного и Казанцева «Встреча двух фронтов».

***

В 1944 году Дом Красной Армии наградили орденом Красной Звезды, также ему было вручено боевое знамя.

На фото — погрузка посылок, отправляемых в действующую армию из Ленинградского Дома Красной Армии.