ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

 

 «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот» — любил говорить своим министрам Александр III. В эпоху его правления построили и спустили на воду 114 новых военных кораблей, а русский флот занял третье место в мире после Англии и Франции. Армия и военное ведомство тоже были приведены в порядок после их дезорганизации в период Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Мечтой этого российского царя стало объединение офицерского корпуса империи и строительство в Санкт-Петербурге здания первого Офицерского собрания армии и флота. В 1894 году самодержец, которому еще не было и пятидесяти, скончался от болезни почек, и воплощать идею в жизнь пришлось его сыну, наследнику престола – Николаю II. Тот приказал денег на строительство не жалеть — Офицерское собрание должно было поражать посетителей своим великолепием и символизировать мощь и силу российского воинства. Молодой император сразу подписал все бумаги на выделение из казны огромнейшей по тем временам суммы в 1345000 рублей и потребовал еженедельных отчетов о том, как продвигается строительство.

Эскиз здания подготовили талантливый архитектор, преподаватель Центрального училища технического рисования барона Штиглица Александр фон Гоген и профессор Николаевской инженерной академии Виктор Иванов. Детальную разработку проекта вели военные инженеры Вильгельм Гаугер и Александр Донченко, их консультировали члены Академии художеств Леонтий Бенуа и Антоний Томишко.

Место под строительство нашли довольно быстро – земли на углу Литейного проспекта и улицы Кирочной принадлежали военному ведомству. В далёком прошлом на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы располагалась лучшая в Петербурге экипажная фабрика немецкого мастера Шварце, а затем приемная всемогущего графа Алексея Аракчеева, военного министра, большого любителя муштры и главного начальника Императорской канцелярии. Деревянный дом снесли, площадку расчистили и подготовили к большой стройке, руководителем которой стал инженер-полковник, выпускник артиллерийской академии в Санкт-Петербурге и военной академии в немецком Фрейбурге Владимир Смирнов.

9 ноября 1895 года состоялась церемония торжественной закладки здания, в которой принял участие Николай II. Ближе к обеду строительная площадка стала быстро заполняться людьми: здесь выстроились представители военного министерства, гвардия, специально приглашенные гости, инженеры Гаугер, Донченко и Смирнов, а также строители и обычные горожане. Николай II прибыл на место в сопровождении супруги Александры Федоровны, матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, своего дяди, великого князя, идейного вдохновителя строительства и будущего попечителя собрания Владимира Александровича Романова. Компанию августейшим особам составили военный министр Петр Ванновский, начальник инженеров Петербургского военного округа Генрих Конаржевский и другие официальные лица. Коротко поприветствовав собравшихся, царь окинул долгим взглядом стройку и выслушал доклад. А после торжественного богослужения возложил первый кирпич в основание здания. То же самое сделали и сопровождавшие его лица. По старой русской примете, в фундамент заложили серебряные и медные монеты. После чего под громкое и раскатистое «Ура-а-а-а!» император и его свита покинули Литейный проспект.

Возведение шло ударными темпами, ежедневно на стройке трудились 400-600 человек, работы велись с раннего утра и заканчивались в десять вечера. Здание площадью 16 тысяч квадратных метров возвели очень быстро — всего за два с половиной года, облицевали кирпичом, украсили башенками, балконами и эркерами. При возведении парадного входа использовали редкий сорт гранита, специально привезенный из финских каменоломен. Внутренний интерьер богато украсили лепниной. По роскошной парадной мраморной лестнице можно было попасть в гостиные и большой концертный зал, расположенные на третьем этаже.

4 апреля (22-го марта по старому стилю) 1898 года состоялось открытие Офицерского собрания. В 14 часов в здание на Литейном проспекте прибыл Николай II. Император побывал во всех помещениях и позже составил Высочайший рескрипт, в котором в частности говорилось:

 «Осмотрев подробно все помещения нового Офицерского собрания и сего числа открыв его, я остался в полной мере доволен наружным видом здания, удобством его внутренней обстановки и общим благоустройством, приданным сему учреждению. <…> От души желаю, чтобы новое Офицерское собрание развивалось в духе положенных в основу его стремлений и, способствуя утверждению товарищеского общения между офицерами, служило на пользу дорогой моему сердцу единой военно-морской офицерской семьи».

А уже на следующий день в здании прошла первая лекция, на которой присутствовало более тысячи человек. Мероприятие посетили император и великие князья. В 1898 году в Офицерском собрании было учреждено Общество ревнителей военных знаний, члены которого занимались изучением истории армии, военной теорией и просветительской деятельностью. Значительную часть здания занимала гостиница из 84 номеров разной площади. Работали буфеты, ресторан, бильярд. Посетителям была доступна роскошная библиотека. Здесь же открыли двери магазины «Экономического общества офицеров гвардейского корпуса», обмундировальная и сапожная мастерские

В здании проводились концерты, выставки, балы, дружеские встречи, читались лекции, работали различные кружки. Сюда неоднократно захаживал Федор Шаляпин — человек-эпоха, самый узнаваемый голос России, солист Большого и Мариинского театров. Его прекрасный бас часто можно было услышать под сводами Офицерского собрания. Великий русский певец до революции жил неподалеку – сначала на Колокольной улице, затем в доме на Литейном проспекте, 45. До наших дней сохранился белый рояль фирмы «Стейнвей», под аккомпанемент которого пел Федор Иванович. Мало кто знает, но в 1916 году артисту за большие заслуги перед армией присвоили звание офицера.

В 1907-1808 годах в этих стенах прошел суд над генерал-лейтенантом Анатолием Стесселем, которого обвиняли в сдаче японцам крепости Порт-Артур в январе 1905 года. Военачальника лишили всех наград, чинов и приговорили к смертной казни, а затем его помиловал лично Николай II.  

Летом 1914 года, когда началась война с Германией и Австро-Венгрией, собрание опустело. Гвардия и его штабы отправились на фронт. Закончились лекции по военной тактике и стратегии, закрылись кружки. Здание продолжали посещать офицеры, которые по службе оставались в Петрограде, и те, кто прибывал в город по служебным делам. Офицерское собрание армии и флота просуществовало около 20 лет, затем грянул сначала февральский, потом октябрьский переворот и Гражданская война. Известно, что вплоть до февральско-мартовских событий 1917 года Николай II был в курсе деятельности собрания. Император отрекся от престола, после чего находился вместе с семьёй под домашним арестом в Царском Селе. По решению Временного правительства был отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где был расстрелян 17 июля 1918 года с семьей и четырьмя верными слугами в подвале Ипатьевского дома.

Судьбы архитекторов и строителей здания тоже трагичны. Полковник Владимир Смирнов (1855-1920) по окончанию Русско-японской войны, в которой он принял участие как военный инженер, прибыл в Санкт-Петербург и вскоре вышел в отставку в чине генерал-майора. Владимир Николаевич постоянно жил в Воткинске (Удмуртия) и принимал активное участие в жизни этого провинциального городка. На свои средства Смирнов построил там мужскую гимназию, стал ее директором, преподавал историю, иностранные языки и гимнастику. С началом Первой мировой войны по приказу Главного артиллерийского управления, был назначен приемщиком снарядов при местном заводе. Осенью 1919 года организовал в городе Единую трудовую школу, где обучались только девушки. Репрессии не тронули семью Смирновых. Вероятно, помогла встреча с супругой и соратницей вождя мирового пролетариата Надеждой Крупской, совершавшей круиз по Каме в первых числах августа 1919 года. «С учителями я устроила собрание», – написала Крупская в дневнике. – «Было около 30 человек. Говорили только двое – один старик учитель, другая учительница. Старик оказался техником, выстроившим, нечего не беря за труды, гимназию, оборудовал ее столярной и слесарной мастерскими. Очевидно, он задумывался над вопросом о трудовой школе». Владимир Николаевич скончался от тифа в ноябре 1920 года. По воспоминаниям старожилов, хоронили его с воинскими почестями и салютом из винтовок. На следующий день, вандалы раскопали могилу ради генеральских наград…

Военный инженер и архитектор Вильгельм Гаугер (1847-1937) в 1908 году получил звание генерал-лейтенанта и вскоре ушел в отставку. Участвовал в Белом движении, в 1919 году эмигрировал в Данию, где стал одним из учредителей Союза взаимопомощи русских офицеров. Вильгельм Карлович умер в Копенгагене в возрасте 90 лет.

О судьбе архитектора Александра Донченко известно до обидного мало. Он ушел из жизни после 1916 года.

Один из авторов эскизного проекта за свою жизнь Александр фон Гоген (1856-1914) сделал для Санкт-Петербурга и России много полезного. Его труды остались с нами. С 1893 по 1906 годы фон Гоген занимал должность архитектора двора великого князя и первого попечителя Офицерского собрания Владимира Александровича, с 1903 года был также архитектором Императорского двора. Входил в совет редакции журнала «Зодчий», по его инициативе создано Общество архитекторов-художников. Фон Гоген спроектировал церковь на проспекте Обуховской обороны (до настоящего времени сохранилась лишь часовня), особняк балерины Матильды  Кшесинской  на Кронверкском проспекте, доходный дом Дмитрия Менделеева на Большой Пушкарской, здания музея Александра Суворова, Николаевской академии Генерального штаба и соборную мечеть в Петербурге, банки в Пензе, Самаре и Чернигове и ряд других объектов. Кроме того, он является одним из авторов скульптуры «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной и памятника подвигу экипажа миноносца «Стерегущий» в Александровском парке города на Неве. Действительный статский советник Александр Иванович фон Гоген в последние годы не работавший из-за мучительной болезни почек застрелился в своей квартире на Невском проспекте вечером 7 марта 1914 года. Надгробие на его могиле на Смоленском кладбище уничтожили в 1935 году.

Второй автор эскиза Офицерского собрания Виктор Иванов (1846-1919) при жизни добился больших высот. За свою деятельность был награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира разных степеней и крестом «За переход через Дунай». В 1909 году вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Являлся председателем правлений «Русского акционерного общества артиллерийских заводов», «Русского паровозостроительного и механического общества», «Русского судостроительного акционерного общества», был членом правления машиностроительного завода «Феникс», комиссии по организации экспедиций к Северному полюсу и по исследованию рек полярных стран. Выбирался гласным Санкт-Петербургской городской думы. Революцию не принял, и с 1917 года являлся участником Белого движения, служил в Вооружённых силах Юга России. Умер 25 сентября 1919 года в Одессе.