ВОЛШЕБНАЯ КЛАССИКА – НА СЦЕНЕ ДОМА ОФИЦЕРОВ
В пятницу, 18 октября в Доме офицеров Западного военного округа вновь звучала классическая музыка. На этот раз в исполнении духовых оркестров Санкт-Петербургского гарнизона. Гостями исторического здания на Литейном проспекте стали курсанты военных вузов, жители и гости Северной столицы.
Концерт оркестра Военно-морской академии имени адмирала флота Николая Кузнецова под управлением дирижера, капитана второго ранга Дмитрия Мисюры был просто великолепен! Прозвучали как произведения классиков, так и малоизвестных на сегодняшний день композиторов. Поразило и разнообразие жанров – были исполнены самостоятельные симфонические произведения, фрагменты опер и оперетт и даже шлягеры советского кинематографа.
По какому-то мистическому совпадению оказалось, что почти у всех авторов музыки, подготовленной для концерта в этом году юбилей – 175 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова, 180-летие Модеста Мусоргского и Эдуарда Направника, 110 лет со дня рождения Бориса Мокроусова и т.д.
Первым прозвучавшим сочинением в этот день стал торжественный марш Модеста Мусоргского «Взятие Карса». Произведение относится к малоизвестным страницам творчества композитора, было написано в 1880 году и посвящено Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. К большому сожалению, сейчас марш не так популярен.
Следующее прозвучавшее произведение, исполненное духовым оркестром, принадлежало Эдуарду Направнику – уникальному композитору, крупнейшей фигуре в музыкальном мире своего времени, но сейчас, увы, не так известному и популярному. Те, кто любит классическую музыку, безусловно, знают, что Эдуард Францевич почти полвека занимал пост главного дирижера Мариинского театра, при нем были поставлены премьеры таких всемирно известных опер как: «Снегурочка», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Иоланта». Этот список можно продолжать бесконечно, поскольку за 50 лет своей работы Направник поставил более трех тысяч (!) спектаклей. На этом его деятельность не ограничивалась, он также известен как композитор. В творческом наследии: четыре оперы, четыре симфонии, ряд симфонических и камерных произведений. Одно из наиболее популярных — опера «Дубровский» по всем известному сюжету повести Александра Пушкина. Правда, Направник очень сильно поменял сюжет первоисточника. В первую очередь, это касается финала. Если у Александра Сергеевича Владимир Дубровский после помолвки Маши Троекуровой просто уезжает, то у Направника он погибает, умирая на руках у Маши. Это сделано в угоду оперной традиции с их очень экспрессивными страданиями и обязательно трагическим финалом. В пятничном концерте был исполнен фрагмент из этой оперы «Русская народная пляска», он звучит в заключительном четвертом действии оперы, перед трагической развязкой.
Еще одной крупной фигурой в музыкальном мире второй половины 19-го века был Николай Римский-Корсаков. В программе прозвучал его знаменитый «Концерт для кларнета и духового оркестра». Это произведение сейчас очень популярно и часто входит в репертуары музыкантов. Интересна история его создания. Николай Андреевич в своей автобиографии, названной «Летопись моей музыкальной жизни», написал, что «Концерт для кларнета», как и несколько других произведений для духовых инструментов были созданы как бы между прочим, по заказу Военно-морского ведомства для серии кронштадтских концертов. Любопытно то, что на этих концертах произведение так и не прозвучало, поскольку всегда требовательный к себе композитор, услышав на репетиции «тяжеловесную» оркестровую фактуру, просто отказался от намерения исполнять произведение.
Вообще, в этот октябрьский день было много хорошей музыки. Среди нее зрителям запомнился и «Танец испанских гитан» Бориса Мокроусова. К испанским образам обращались такие композиторы как Глинка в своих симфонических произведениях «Ночь в Мадриде» или «Арагонская охота», Римский-Корсаков в своей «Испанском каприччио». Интерес к иноземной культуре не ослабел и в 20-м веке, его продолжил Борис Мокроусов в танце испанских гитан в оперетте «Роза ветров». Сам Борис Андреевич известен больше как композитор-песенник. Среди его сочинений такие известные как «На крылечке», «Осенние листья», «Хвастать, милая, не стану». «Розу ветров» он сочинил в 1947 году. «Танец испанских гитан» — это одно из наиболее популярных и известных сейчас фрагментов этой оперетты.
В общем, концерт прошел отлично и подарил публике положительные эмоции, хорошее настроение и заряд бодрости на выходные. Ну, а зрители в ответ «искупали» музыкантов оркестра и дирижера Дмитрия Мисюру, исполнивших волшебную чарующую музыку в овациях. Хлопали, не жалея ладошек…