ПОЭТ ИГОРЬ ГУБЕРМАН: «БАБУШКА МНЕ ЧАСТО ГОВОРИЛА – «ГАРИНЬКА, КАЖДОЕ ТВОЕ СЛОВО – ЛИШНЕЕ»

Игорь Губерман – человек неординарный. Русский прозаик, философ, диссидент, поэт с удивительным чувством юмора и с непростой судьбой, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям.

Свои «гарики» Игорь Миронович немного презрительно называет стишками и искреннее удивляется, когда его называют поэтом. В его понимании поэты — это Блок, Пушкин, Державин, Бродский.

В восьмидесятых Губерман успел посидеть в советских лагерях за свои взгляды и убеждения, но чувства юмора не растерял. «Бабушка мне часто повторяла: «Гаринька, каждое твое слово лишнее — смеется Игорь Миронович. — Я в отличие от Варлама Шаламова сидел в очень веселые, смешные и очень легкие времена. Не было голода, убийственной работы, сознательного мора людей. 7 ноября, «в красный день календаря» 83-летний Губерман провел творческий вечер в Доме офицеров Западного военного округа.  

Из досье Дома офицеров ЗВО:

Игорь Губерман родился 7 июля 1936 года в Харькове. После школы поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). В 1958 году окончил МИИТ, получив диплом инженера-электрика. Несколько лет работал по специальности, параллельно занимаясь литературой.

В конце 1950-х познакомился с правозащитником Александром Гинзбургом, издававшим один из первых самиздатских журналов, «Синтаксис», а также с рядом других свободолюбивых философов, деятелей литературы, изобразительного искусства. Писал научно-популярные книги, но все активнее проявлял себя как поэт-диссидент. В своем «неофициальном» творчестве использовал псевдонимы, например И. Миронов, Абрам Хайям.

В 1979 году Игоря Мироновича арестовали и приговорили к пяти годам лишения свободы. Попав в лагерь, он вел дневники. Позже на базе этих дневников уже в ссылке им была написана книга «Прогулки вокруг барака». Губерман закончил ее в 1980-м, но опубликовать смог только через восемь лет. В 1984 году поэт вернулся из Сибири. Долго не мог прописаться в городе и устроиться на работу.

В 1987 году прозаик уехал из СССР, с 1988 года живёт в Иерусалиме. Часто приезжает в Россию, выступая на поэтических вечерах. Широкую известность Игорю Мироновичу принесли его «гарики», названные так в честь самого автора. Стихи его живут в нашей необъятной России, став частью народного фольклора, поскольку актуальность их с годами не исчезает.

Его сборники никогда не залеживаются на книжных полках в магазинах, а его творческие вечера дарят людям огромную радость живого общения с бесконечно мудрым и, в то же время, по-мальчишечьи, веселым человеком.

В Санкт-Петербурге, в большом концертном зале Дома офицеров, Игорь Миронович выступает уже не в первый раз. В этот  вечер его поклонники шли в здание на Литейном проспекте, 20, с его книгами, зная, что поэт обязательно проведет автограф- и фотосессию.

Концерт начался без опозданий, в 19 часов. Когда Губерман вышел на сцену, аудитория замерла. Он начал говорить: негромко, без пафоса, но тепло и очень доверительно. Два часа с 15-минутным антрактом пролетели на одном дыхании.  Зал смеялся, причем делал это практически не переставая.

Игорь Миронович рассказывал байки, читал свои гарики, вспоминал случаи из жизни, читал чужие смешные стихи и отвечал на вопросы публики. Много шутил — про Советский Союз, Израиль и Россию, про власть и политику, про евреев и русских, мужчин и женщин, молодость и старость…

В пятнадцатиминутном перерыве и после выступления щедро раздавал автографы всем желающим,  а их было великое множество.  Люди выстроились в одну большую длинную очередь, заполонив весь центральный проход. Запомнился один момент – семья принесла подписать автору порядка 15-20 его книг. Губерман долго ставил автографы, а потом, когда супруги презентовали ему в подарок какую-то толстенную книгу, завернутую в подарочную бумагу, он прервался и ушел в гримерку. Через некоторое время вышел с большим пакетом и подарил его немного растерявшимся поклонникам со словами: «Это вам. Не могу оставить вас без ответного подарка». Что было в пакете так и осталось загадкой.