ВЛЮБЛЕННЫЕ В ДЖАЗ

У них разный жизненный опыт, интересы и взгляды на те, или иные события, но их объединяет одно – вот уже много лет они влюблены в Ее Величество Музыку. Уже год эти ребята играют джаз в ансамбле Дома офицеров Западного военного округа. И как играют! Мы решили познакомить  вас с джазмэнами и их руководителем – начальником культурно-художественного отдела Анастасией Ежовой.

— Анастасия Юрьевна, расскажите, как появился ансамбль.

— Мы уже давно обсуждали с руководителем Дома офицеров вопрос о том, что неплохо было бы создать джаз-оркестр. Нам сказали, что содержать большой коллектив нет возможности, а вот ансамбль создать можно. Сказано -сделано. Решили, что наш коллектив  должен состоять только из профессиональных музыкантов, умеющих играть любые стили и направления. Нужны эстрадные песни? Пожалуйста! Военная патриотика? Запросто! Инструментальная музыка? Без проблем! Естественно, основным направлением должен был стать джаз. Объявили набор и собрали коллектив. Все участники ансамбля — джазмены, профессионалы своего дела, «универсалы» влюбленные в музыку по собственному желанию. Мы выступаем в воинских частях, даем концерты для военнослужащих и членов их семей, для жителей города и Ленинградской области. Главное наше отличие в том, что  мы стараемся исполнять знакомые всем мелодии более оригинально и по-новому. В этом особый стиль, наше новаторство. В ноябре у нас день рождения, нам исполнился год.  

— Все мы знаем, что в Великую Отечественную войну в Ленинградском Доме Красной Армии (так в те годы назывался наш Дом офицеров) уже был джаз-ансамбль. Им руководила Клавдия Шульженко и ее супруг Владимир Коралли. В годы войны легендарная певица дала 500 концертов и первую боевую награду получила именно на нашей сцене, в большом концертном зале. Создание джаз-ансамбля — это дань прошлому?

— Коралли и Шульженко много сделали для эстрады, они были очень популярны в свое время. Мы же ни в коей мере не претендуем на их славу и просто занимаемся музыкой.

— Хороший музыкант должен много тренироваться. Как часто проходят репетиции?

— По-разному. Обычно дважды в неделю, перед мероприятиями, естественно, чаще – три-четыре раза. Кроме того, репетируем непосредственно перед концертом, на том месте, где предстоит играть, чтобы попробовать звук, сделать саунд-чек. Ну, и освоиться на новом месте для  того, чтобы акустически это было более привычным для музыкантов.

— Как отбирали кандидатов в ансамбль? Объявили конкурс?

— Я обратилась к ребятам, которых знала раньше. Они играли джаз на мероприятиях  и в разных коллективах. Когда появилась возможность создать ансамбль, то сообщила им, что есть возможность собраться и организовать профессиональный коллектив. И музыканты с удовольствием откликнулись на мое предложение. Вот уже год мы ездим по воинским частям и участвуем в мероприятиях  Дома офицеров.

— Обычно вы выступаете с солистом Андреем Быковским…

— На самом деле это не так. У нас много солистов. Андрей давно сотрудничает с нами и прекрасно владеет тем репертуаром, который нужен и востребован на мероприятиях в Доме офицеров. Поэтому чаще мы работаем с ним, но к нам приходят и другие певцы. Опытные и не очень. Иногда бывает, что привлекаем студентов, обучающихся джазовому вокалу. Многие хотят петь с живым оркестром, но не каждому выпадает такой шанс.

— Обсудим планы. Есть мысли провести несколько концертов у нас в Доме офицеров?  

— Да, безусловно! В ближайшее время собираемся организовать несколько выступлений джаз-ансамбля в Дубовом и большом концертном зале. Один из концертов будет для  широкого круга слушателей, то есть не только для военнослужащих, но и жителей и гостей города. Вход на него сделаем бесплатным. Также мы планируем проводить вечера для курсантов с приглашением их вторых половинок или просто девушек, желающих познакомиться.

— Как интересно! Расскажите об этом поподробнее.

— Подобные вечера в Доме офицеров были всегда. Они проходили под живую музыку в танцевальном зале на первом этаже, который раньше называли «Ямой». Люди приходили, знакомились, слушали хорошую музыку, отдыхали. У нас есть намерения вернуть эту традицию, только сделать это более интересно, по-новаторски, в неком расширенном просветительском стиле. То есть, мы расскажем курсантам про композиции, которые прозвучат, про авторов музыки и станем давать небольшую предысторию создания того или иного произведения. Это поможет сформировать у будущих офицеров хороший вкус, а также отличный музыкальный и эстетический кругозор.  

— То есть, вы хотите совместить полезное с приятным?

— Так точно! (улыбается Анастасия Юрьевна). Соединим музыку, знакомства и просвещение.

— Все участники ансамбля – очень приятные мужчины. Поговорим про поклонниц…

— Люди, конечно, после концертом подходят, благодарят. Ну, рубахи еще никому не рвут! (Анастасия Юрьевна заразительно смеется).  Бывает и такое, что до этого зрители относились к джазу скептически, но побывав на нашем концерте, изменили свое мнение и полюбили джаз.   

МУЗЫКА ИХ СВЯЗАЛА

Ну, а теперь мы подробнее познакомимся с музыкантами. Все ребята оказались очень интересными собеседниками.  

Михаил Делазари. 37 лет. Играет на ударных. Музыкант, виртуоз, преподаватель, композитор. Когда сочиняет музыку, может запросто подыграть себе на фортепиано и гитаре, которыми отлично владеет.

— «Музыка в моей жизни была изначально, родители часто водили меня в Филармонию. Барабаны выбрал мой брат, когда в школе организовал группу и решил, на чем я буду играть. С этого все и началось» —  говорит Михаил.

Делазари учился в училищах Римского-Корсакова и Мусоргского, затем окончил эстрадное отделение Института культуры. На прослушивание в ансамбль пришел по объявлению, до этого работал в других коллективах. Музыка не оставляет Михаила ни на минуту – он преподает, играет в ансамбле, сочиняет, ходит в Мариинский театр и Филармонию.

Почему именно джаз стал большой любовью?

Михаил ДЕЛАЗАРИ:

— Джаз — родоначальник эстрадной музыки, он очень разнообразный, в нем я люблю разные стили, разную музыку. В нем есть возможность выразить себя не только с помощью нот, но и сделать какую-то сиюминутную импровизацию. Я вообще всякую музыку люблю, эстраду, что-то из семидесятых, какой-нибудь интересный рок на стыке симфонической и рок-музыки и что-нибудь прогрессивное.

***

У 50-летнего Олега Зарыпова увлечений в жизни много – туризм, рыбалка, автомобили…

— Причащение к музыке у меня началось лет в десять, когда пришел в оркестр.  Мне, конечно, не сразу тромбон дали, а духовой тенор поменьше. С тех пор музыка всегда со мной – вспоминает Олег.

Музыкант родом из Кемерова. Пять лет назад он решил перебраться на ПМЖ в Санкт-Петербург. Естественно не мы могли не спросить о том, как он полюбил джаз?

Олег ЗАРЫПОВ:

— Люблю все то, что мне запрещают! Раньше ведь джаз был под запретом. Еще во времена СССР, во время обучения в  музыкальном училище попал в такую тусовку, где предпочитали слушать именно эту музыку. Так что, можно сказать, что джаз со мной со студенчества. Поступив в консерваторию в Казани, понял, что академическая музыка – не мое, было скучно ее играть, и я ушел из вуза. Затем в жизни случился перерыв в 15 лет, и свое высшее образование получил уже в 2010 году, окончив джазовое отделение Университета культуры. Еще в Кемерово у меня был свой джазовый ансамбль, также пришлось побывать дирижером-руководителем большого джазового оркестра.

25-летний Алексей Фандеев родом из Таганрога. В ансамбле играет на саксофоне. Имеет два диплома — Таганрогского музыкального колледжа и Санкт-Петербургского музыкального института искусств. Несмотря на молодость, опыт у саксофониста огромный. Алексей работал в джазовом оркестре, в музыкальных группах, кавер-бэндах, играл классическую музыку.

Алексей ФАНДЕЕВ:

— У меня всегда была бурная, насыщенная, музыкальная жизнь. Когда переехал в Санкт-Петербург, то познакомился с идейным вдохновителем этого коллектива. Как раз проходил конкурс «Леди энд джаз» и одной вокалистке нужны были музыканты. Так мы и познакомились, в дальнейшем время от времени сотрудничали, ну а теперь получил от него приглашение работать в джаз-ансамбле Дома офицеров уже на постоянной основе.

— Нравится?

— Да, конечно! (улыбается Алексей).

— Какими инструментами еще владеете?

— Семейство саксофонов включает в себя порядка семи инструментов. Они, также как голос, разделяются по высоте, по тембру. Я играю, в основном, на теноре. Также могу совмещать это с другими инструментами этого семейства.  Периодически играю также на сопрано-саксофоне, сейчас самостоятельно осваиваю флейту.

25-летний Владимир Бастен — уроженец Ленинграда. Здесь  окончил музыкальный  колледж имени Мусоргского. В ансамбле играет на трубе.

Владимир БАСТЕН:

— Труба – основной инструмент в джазе, она может передавать настроение. С трубой я с детства. Первый год занимался на скрипке и занятия были очень «кровавые». (улыбается). Каждое занятие отдаляло меня от музыки. И тогда родители предложили мне перейти в класс трубы. Я подумал, что труба — это огромный инструмент, я туда залезу, спрячусь и меня никто не будет больше трогать. Я согласился. (Владимир со смехом продолжает) Когда я пришел в класс, оказалось, что труба — это маленький инструмент, но ручка обратного хода уже была сломана, и мне пришлось «мучиться» всю жизнь.

— Наверное, во времена Советского Союза, если бы ты поехал в пионерлагерь, то был бы горнистом.

— К счастью, СССР я не застал. В школе и детском лагере, мои музыкальные знания пригодились как нельзя кстати. Я играл на гитаре, пел песни…

— То есть был душой компании, всегда в центре внимания?

— Да, и активно этим пользовался. Меня на все мероприятия звали. У всех  был один поход в месяц, а у меня — сколько отрядов, столько и походов.

— Как пришел в коллектив Дома офицеров?

— Зашел в музыкальный магазин и увидел там объявление о наборе. Прошел конкурс, и теперь я здесь. Концертная жизнь нравится. В коллективе мы все за этот год сдружились, и теперь не только играем вместе, но и отдыхаем.

27-летний Александр Астрократов виртуозно владеет бас-гитарой. С некоторыми ребятами из ансамбля знаком давно, вместе выступали на других площадках.

Александр АСТРОКРАТОВ:

— В 11 лет пришел в музыкальную школу, потому что всегда очень хотел играть на гитаре. Я родителей, на самом деле,  сам доставал. Бас мне достался уже в оркестре и если какие-то другие инструменты могут быть весьма узкой направленности, то бас существует везде, в любом стиле музыки. Иногда приходится и на синтезаторе играть, исполнять басовые партии. Гастрольная деятельность тоже нравится. Мы занимаемся музыкой, несем прекрасное в массы.

Дмитрий Тян. 29 лет. Его вотчина в ансамбле – это электрогитара. Окончил  Хабаровский краевой колледж искусств, затем Санкт-Петербургский университет культуры и искусств. В Хабаровске играл в оркестре, джазовом бик-бэнде, переехав в Северную столицу, играл в основном поп-музыку. На конкурс в ансамбль Дома офицеров пришел по просьбе знакомого.  

Дмитрий ТЯН смеется:

 — Я вообще не знаю ни одной дворовой песни, и когда просят сыграть, то молча краснею.

Помимо музыки, увлекается компьютерными играми.