КАК В ДОМЕ КРАСНОЙ АРМИИ СПЕКТАКЛЬ О ПОЛКОВОДЦЕ СУВОРОВЕ ГОТОВИЛИ
В годы Великой Отечественной войны художник Вячеслав Иванов (1906—1969) служил в действующей армии. В 1943 году он стал автором художественного оформления спектакля «Полководец Суворов», поставленного на сцене Ленинградского Дома Красной Армии. В 1973 году в городе на Неве была выпущена книга «Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников». Благодаря этому изданию сохранились уникальные воспоминания Вячеслава Вениаминовича, которые он назвал «Страницы незабываемого». Публикуем их полностью:
«В январский день суровой, военной зимы 1943 года мне, тогда лейтенанту инженерных войск, командованием было приказано прибыть в осажденный Ленинград для выполнения необычного и удивительного, в обстановке тех дней, задания. Мне поручалось сделать художественное оформление пьесы И. В. Бахтерева и В. А. Разумовского «Полководец Суворов» для театрального агитвзвода при Ленинградском Доме Красной Армии имени С. М. Кирова. Легко понять мою радость от предстоящей возможности хоть на короткий срок вернуться к любимому занятию, взять в руку кисть, побывать в родном городе, увидеть друзей по театру.
Прибыв по назначению, я встретился с постановщиком спектакля режиссером В. Н. Лебедевым и узнал, что из ленинградских артистов (преимущественно добровольцев из народного ополчения) сформирован в агитвзвод для выступлений в войсках Ленинградского фронта. Ко Дню Советской Армии коллектив будет готовить большой патриотический спектакль.
Мне предстояло написать эскизы декораций, костюмов и бутафории, раздобыть в блокированном городе необходимые для постановки материалы, найти специалистов для выполнения всех работ, а это было особенно трудно, так как все ленинградские театры (за исключением Музкомедии) были эвакуированы в глубокий тыл.
Но вскоре выяснилось, что небольшая группа работников мастерских Театра имени С. М. Кирова осталась в городе, несет оборонную вахту и бережно охраняет оставшееся имущество театра, а возглавляет группу прекрасный специалист и милейший человек, художник-скульптор театра С. А. Евсеев. Эти замечательные люди, физически очень истощенные, с необыкновенной энергией и любовью взялись за работу над спектаклем и выполнили ее превосходно.
Постановочный план спектакля мы заранее решили. Оформление было основано на простой системе меняющихся декоративных ширм и живописных задников. Весь спектакль заключался в парадную раму портала с воинскими доспехами и специально сшитым для спектакля занавесом.
Настало время писать эскизы, однако в моей полевой сумке не было ничего необходимого для этой цели, а купить было негде. И только основательно обследовав свою заброшенную и поврежденную артобстрелом комнату, я нашел там чудом сохранившийся этюдник с красками и кистями.
С таким «трофеем» можно было возвращаться в агитвзвод и приступать к своему делу — писать эскизы, изучать исторические материалы. В этой связи не могу забыть помощи, оказанной мне сотрудниками театральной библиотеки на улице Росси. В жестоких условиях блокады они бережно сохраняли ценнейшие альбомы постановочного отдела и ослабевшими руками подобрали превосходные материалы по историческому военному костюму и оружию.
Закипела работа. На основании документов мне был предоставлен широкий выбор материалов для постановки из кладовых Театра имени С. М. Кирова. Тогда это, как и многое другое, казалось мне сказкой, но не в сказке, а наяву актеры сами строили декорации. А вся женская половина агитвзвода днем и ночью кроила и шила костюмы и апплицировала декорации, готовились парики и гримы, не в сказке, а под реальной крышей дома на улице Салтыкова-Щедрина писал я занавесы к «Измаилу» и «Переходу через Альпы».
Огромную радость и прилив новых сил принесло нам замечательное событие — 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились! Кольцо прорвано! Окончательная победа близка! Ленинградские поэты рассказывали об этом событии вдохновенно и прекрасно.
Настал долгожданный вечер премьеры. Вспоминается зрительный зал Дома Красной Армии в полном блеске сверкающих люстр. В креслах — воины нашего Ленинградского фронта. Высшее командование одето в новую, недавно утвержденную парадную форму. В зале много взволнованных, заметно похудевших ленинградцев в гражданском. Это — воины нашей ленинградской оборонной промышленности. Женщины в военном, женщины в гражданском. Улыбки, рукопожатия. Поздравления. Сегодня здесь все, как в обычный праздничный вечер далеких мирных дней. И это чувствует каждый. И кажется — нет больше за высокими окнами зала ни заснеженных и темных улиц осажденного города, ни тревожного, отдаленного гула вражеского обстрела.
Спектакль начинается. Медленно гаснут люстры. Под мощные звуки торжественной увертюры П. И. Чайковского «1812 год» в исполнении духового оркестра Ленинградского гарнизона открывается сцена. На ней — сверкающий золотистым атласом занавес. В центре его—скрещенные знамена. Одно — бело-голубое, боевое, суворовское, пробитое пулями давних сражений. Другое — наше, советское, гвардейское, алое.
На авансцену четким шагом выходит солдат. Остановился в центре. Он в плащпалатке, в каске, с автоматом на груди. Простой и мужественный. Смолкают звуки увертюры.
Неожиданно и звонко зазвучала труба: «Слушайте все»! И заговорил солдат. Крылатыми птицами полетели в зал взволнованные стихи поэта Михаила Дудина о трудном и славном пути русского солдата, о скорой грядущей победе. И стал тогда всем еще дороже и ближе суровый и мужественный образ советского воина. Герой уходит со сцены под гром рукоплесканий. . .
Так рождался «Полководец Суворов», так начинался спектакль. Те из ленинградцев, кому удалось видеть его в ту грозную пору, думается, будут вспоминать о нем с самыми теплыми чувствами.
Итак, приказ выполнен. Простившись с друзьями, я возвращался в свою часть. Иду по израненным улицам родного города. Холодный февральский ветер треплет расклеенные на стенах афиши: «Дом Красной Армии и Флота имени С. М. Кирова. Сегодня и завтра «Полководец Суворов». Слышу отдаленные разрывы снарядов у Литейного моста. Но на улицах спокойно. Я уверен — и сегодня и не раз еще пойдет «Полководец Суворов» в любимом городе. Город жив. Он победит.
Теперь, спустя почти тридцать лет, я держу в руках пожелтевший листок программки этого спектакля — и живо вспоминаю незабываемое».